Пояснительная записка
к проекту Федерального закона N 447367-5 "О внесении изменений в статью 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и статью 19 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона разработан в целях упорядочения трудовых правоотношений, связанных с увольнением государственных гражданских служащих и муниципальных служащих по инициативе представителя нанимателя (работодателя).
В настоящее время часть 3 статьи 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (далее Закон о государственной службе) предусматривает, что государственные гражданские служащие не могут быть освобождены от замещаемой должности гражданской службы и уволены с гражданской службы по инициативе представителя нанимателя в период временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске. Аналогичным образом регулируется в этой части порядок расторжения трудового договора с муниципальным служащим. В соответствии с частью 1 статьи 19 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее Закон о муниципальной службе) кроме перечисленных непосредственно в статье оснований для расторжения трудового договора с муниципальным служащим для них действуют основания увольнения, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации. Следовательно на муниципальных служащих распространяются положения части 6 статьи 81 Трудового кодекса, устанавливающие запрет на увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске.
Таким образом, по действующему законодательству государственные гражданские служащие и муниципальные служащие не могут быть уволены со службы по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в период их временной нетрудоспособности. При этом, установленные законодательством основания увольнения по инициативе представителя нанимателя (работодателя), предусматривают случаи, когда служащие допустили неисполнение или нарушение своих должностных обязанностей, иными виновными действиями дают основания для утраты доверия к нему, не соответствуют занимаемой должности (по состоянию здоровья, вследствие недостаточной квалификации) или не могут в дальнейшем ее занимать в связи с иными обстоятельствами (прекращение допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, сокращение численности или штата).
В результате основания для увольнения гражданских и муниципальных служащих по инициативе представителя нанимателя возникают до начала периода временной нетрудоспособности, но в связи с последней не могут быть применены. В связи с этим складывается ситуация, при которой нельзя уволить гражданского или муниципального служащего, не соответствующего своей должности до окончания периода временной нетрудоспособности. В некоторых случаях такая ситуация может продлиться несколько месяцев (при определенных заболеваниях). Кроме того, на практике встречается и злоупотребление данными положениями закона.
При этом, исполнение должностных обязанностей государственных гражданских служащих и муниципальных служащих связано с обеспечением государственных и общественных интересов, направлено на реализацию и защиту прав граждан и организаций. Основной задачей государственной гражданской службы является обеспечение исполнения полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, органов государственной власти и иных государственных органов, лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Основной задачей муниципальной службы является обеспечение исполнения полномочий муниципальных образований, органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления.
Вполне очевидно, что перечисленные функции должны исполняться беспрерывно, лицами, отвечающими определенным требованиям, обладающими соответствующими профессиональными навыками и наделенными необходимыми для этого полномочиями. И в случае, если имеются основания для увольнения гражданского или муниципального служащего, законодательно должна быть предусмотрена возможность для назначения на занимаемую им должность иного лица и, соответственно, принятия решения о расторжении служебного контракта по инициативе представителя нанимателя и в период его временной нетрудоспособности.
Особо следует отметить, что предлагаемый законопроект не устанавливает новые основания для увольнения государственных гражданских служащих и муниципальных служащих, ухудшающие или ограничивающие их трудовые права, а также не связывает их временное отсутствие на службе вследствие болезни или травмы с основаниями прекращения служебного контракта.
Предлагаемый законопроект ограничивает возможность увольнения государственных гражданских служащих и муниципальных служащих по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в период временной нетрудоспособности, возникшей в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием.
Принятие данного федерального закона не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и статью 19 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и статью 19 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других федеральных законов или иных законодательных актов, действующих на территории Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту Федерального закона "О внесении изменений в статью 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и статью 19 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации"
Принятие представленного проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 37 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" и статью 19 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" не потребует изменения финансовых обязательств государства и не повлечет дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
В связи с этим, на данный законопроект не потребуется заключение Правительства Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.