Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по культуре
на проект федерального закона N 97803567-2 "О меценатах и меценатстве"
Досье на проект федерального закона
Комитет по культуре рассмотрел проект федерального закона N 97803567-2 "О меценатах и меценатстве", внесенный депутатом Государственной Думы С.С. Говорухиным, а также Т.А. Астраханкиной, Г.Б. Волчек, Н.Н. Губенко, Т.М. Гудимой, А.А. Зотиковым, М.А. Менем, М.В. Сеславинским, В.М. Тарасовым, А.Б. Шиповым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы, и отмечает следующее.
Представленный законопроект направлен на регулирование меценатской деятельности как особого вида благотворительной деятельности, в том числе, на установление мер ее государственной поддержки.
Однако, многие положения законопроекта, внесенного в 1997 году, устарели, не соответствуют действующему законодательству, в том числе, законодательству о благотворительной деятельности и Гражданскому кодексу Российской Федерации. Кроме того, положения о предоставлении налоговых льгот являются предметом регулирования законодательства о налогах и сборах.
В законопроекте имеются внутренние противоречия. В статье 4 получателями меценатской поддержки определены физические или юридические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с сохранением и развитием культурного достояния Российской Федерации. В то же время в статье З, определяющей цели меценатства, и в статье 4, дающей определение понятия меценатства, речь идет не только о сохранении и развитии культуры (национального культурного достояния, поддержке культуры, искусства, деятелей культуры), но также и о науке, образовании, просвещении, спорте.
Представляется неправомерным закрепленное в пункте 2 статьи 6 законопроекта ограничение меценатства оказанием поддержки только профессиональной деятельности в области культуры, исключая поддержку всех формы самодеятельности и массовой культуры.
Неправомерно также установленное пунктом 3 статьи 5 законопроекта лишение работников органов государственной власти и органов местного самоуправления права на осуществление меценатской деятельности. Для участия в меценатской деятельности в качестве физического лица достаточно быть собственником передаваемого безвозмездно имущества.
Полагаем неверным законодательно устанавливать приоритетный (избирательный) подход к оказанию меценатской поддержки, определенный пунктом 2 статьи 5 законопроекта.
Сегодня правовое регулирование меценатской деятельности, возможные формы ее поддержки органами государственной власти и органами местного самоуправления осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".
Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 года N 1054-р (далее - Концепция), определила основные задачи, направленные на поддержку этих видов деятельности, в том числе, расширение налоговых стимулов.
В соответствии с положениями Концепции Правительством Российской Федерации подготовлены и внесены в Государственную Думу проекты федеральных законов "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части совершенствования налогообложения некоммерческих организаций и благотворительной деятельности" и "О внесении изменений в Федеральный закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" и Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", направленные на совершенствование действующего законодательства с целью создания благоприятных условий для функционирования социально ориентированных некоммерческих организаций, развития благотворительной деятельности и добровольчества.
Учитывая изложенное, Комитет по культуре предлагает отклонить проект федерального закона "О меценатах и меценатстве".
Председатель Комитета |
Г.П. Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.