Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 457476-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Целями деятельности государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (далее - Фонд) в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 185-ФЗ) являются создание безопасных и благоприятных условий проживания граждан и стимулирование реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий путем предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда.
В целях повышения эффективности деятельности Фонда по достижению указанных целей с учетом сложившейся практики реализации Федерального закона N 185-ФЗ, в соответствии с проектом федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - проект закона) предлагается совершенствование законодательства, регулирующего деятельность Фонда, в следующих направлениях.
1. Во исполнение поручения Президента Российской Федерации Д.А. Медведева от 7 июня 2010 года N Пр-1652, поручения Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 11 июня 2010 года N ИШ-П9-3942 и пункта 3 раздела I протокола заседания Правительства Российской Федерации от 13 апреля 2009 года N 12 предусматривается перенос ограничения сроков признания многоквартирных домов (участвующих в региональных адресных программах по переселению граждан из аварийного жилищного фонда) аварийными с 1 января 2007 года на 1 января 2010 года.
2. В соответствии с пунктом "е" части 1 перечня поручений Президента Российской Федерации Д.А. Медведева, данном по итогам заседания Совета При Президенте Российской Федерации по развитию местного самоуправления 5 октября 2010 года, и поручением Правительства Российской Федерации (протокол от 30 декабря 2009 года N ДК-П9-188пр), предусматривающими продление сроков деятельности Фонда, законопроектом устанавливаются новые сроки деятельности Фонда - до 1 января 2013 года.
Указанное решение обусловлено необходимостью продолжения реформирования жилищно-коммунального хозяйства (перенос сроков ликвидации перекрестного субсидирования и др. мероприятия), мониторинга реализации Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 261-ФЗ), продолжения информирования населения о проводимых мероприятиях по реформированию ЖКХ.
3. В целях создания условий для решения задач по осуществлению переселения граждан из аварийного жилищного фонда, в соответствии с законопроектом устанавливается, что дополнительно выделяемый из федерального бюджета имущественный взнос в Фонд направляется исключительно на финансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (часть 1.1 статьи 5). При этом в целях совершенствования механизмов увеличения лимитов предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда субъектам Российской Федерации из дополнительного имущественного взноса Российской Федерации в Фонд, образовавшихся остатков средств всех неиспользованных лимитов, средств, возвращаемых в Фонд и дополнительных доходов от размещения временно свободных средств (далее - общий объем средств), законопроектом устанавливается порядок их распределения. Средства Фонда, оставшиеся после расчета увеличения лимитов предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, распределяются пропорционально между субъектами Российской Федерации (за исключением тех субъектов Российской Федерации, которым до 31 декабря 2010 года не предоставлялась финансовая поддержка за счет средств Фонда).
4. В целях полного освоения средств Фонда, направляемых на реализацию региональных адресных программ, устанавливаются предельные сроки завершения ранее профинансированных программ в рамках одобренных заявок для перераспределения неиспользованных средств, которые должны быть возвращены в Фонд в установленные сроки.
5. В целях недопущения возможности возникновения остатков неиспользованных средств Фонда после прекращения его деятельности устанавливается порядок возврата в Фонд в полном объеме средств, неизрасходованных субъектами Российской Федерации для их перераспределения в соответствии с указанным в пункте 13 настоящей записки порядком (изменения в статью 17 Федерального закона N 185-ФЗ).
6. В целях повышения эффективности реализации программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда законопроектом предусматриваются изменения в статью 16 Федерального закона N 185-ФЗ в части:
- расширения допустимых способов переселения граждан за счет выплаты выкупной стоимости собственникам помещений, имеющим в собственности другое жилье и приобретения для целей последующего предоставления переселяемым гражданам жилья на вторичном рынке по цене 1 кв. метра, не превышающей трех четвертей стоимости, установленной Минрегионом России;
- сокращения сроков государственной регистрации права собственности (перехода права) на жилые помещения в рамках реализации программ до пяти рабочих дней.
Реализация указанных мер позволит снизить стоимость расселения одного квадратного метра аварийного жилья и увеличить объемы привлечения средств из внебюджетных источников.
7. Во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 7 июня 2010 года N Пр-1652 и Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N ДК-П9-2806 в целях переселения максимального количества граждан из аварийного жилищного фонда устанавливается запрет на перераспределение лимитов субъектов Российской Федерации за счет средств Фонда с переселения граждан из аварийного жилищного фонда на капитальный ремонт многоквартирных домов в случае, если на территории субъекта Российской Федерации имеется в наличии не расселенный аварийный жилищный фонд, признанный таковым в установленные сроки.
8. В целях совершенствования порядка долевого финансирования капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов предлагается с 1 января 2011 года установить соответствующий порядок, учитывающий уровень фактической бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации после распределения дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, сложившегося в среднем за 2008 и 2009 годы (в соответствии с действующим порядком показатели берутся за 2005 и 2006 годы).
9. В целях организации и осуществления мероприятий, обеспечивающих своевременное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в перечень условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда в Федеральный закон N 185-ФЗ добавляется новое условие о необходимости наличия в субъектах Российской Федерации нормативных правовых актов, принятых не позднее 1 июля 2011 года и предусматривающих создание не позднее 1 января 2012 года такой системы, предусматривающей организацию и осуществление мероприятий, направленных на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с жилищным законодательством.
10. В целях создания условий для реального реформирования жилищно-коммунального комплекса в субъектах Российской Федерации предусматривается внесение технических изменений в пункты 6, 8 и 9 части 1 статьи 14 Федерального закона N 185-ФЗ, предусматривающих в формулировках перечня условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда вместо выявления наличия нормативных правовых актов о проведении соответствующих реформ необходимость реального выполнения соответствующих обязательств.
11. Для создания дополнительных стимулов по установке общедомовых (коллективных) приборов учета потребления коммунальных ресурсов (далее - приборы учета) с учетом положений Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установка приборов учета выделяется в отдельный вид работ по капитальному ремонту многоквартирных домов (внесение соответствующих изменений в часть 3 статьи 15) Это позволит увеличить количество приборов учета, устанавливаемых за счет средств Фонда.
12. Учитывая, что в статье 4 Федерального закона от 17 июля 2009 года N 147-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" условия предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда на переселение граждан из аварийного жилищного фонда определены до 31 декабря 2010 года включительно, предлагается продлить приоритетность переселения граждан во вновь построенное жилье до окончания деятельности Фонда путем внесения соответствующих поправок в Федеральный закон N 185-ФЗ (статья 16).
13. В соответствии с действующей редакцией Федерального закона N 185-ФЗ одним из условий предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда является деятельность на территории муниципального образования, претендующего на предоставление финансовой поддержки за счет средств Фонда, коммерческих организаций коммунального комплекса с долей участия в уставном капитале субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований не более чем двадцать пять процентов. При этом к 1 января 2011 года доля таких организаций от общего количества организаций коммунального комплекса должна составлять не менее 80 процентов. Учитывая, что на территории многих муниципальных образований действует значительное количество федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, осуществляющих предоставление коммунальных услуг, при том, что на их приватизацию субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не имеют полномочий, в соответствии с законопроектом предлагается исключить такие организации при подсчете доли частных организаций коммунального комплекса от общего количества организаций коммунального комплекса (подпункты "а", "б" и "в" пункта 1 части 1 статьи 14).
14. В целях эффективной реализации положений Федерального закона N 261-ФЗ в соответствии с законопроектом предусматривается возможность финансирования за счет средств Фонда проведение энергетического обследования многоквартирных домов, включенных в региональные адресные программы по капитальному ремонту МКД, финансируемых за счет средств Фонда (часть 3.1 статьи 15).
15. В целях недопущения резкого роста тарифов на коммунальные услуги вносятся соответствующие поправки в Федеральный закон от 17 декабря 2009 года N 316-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части предоставления возможности субъектам Российской Федерации по принятию решений о переносе сроков ликвидации перекрестного субсидирования до 1 января 2013 года.
Для эффективной реализации указанных поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, в соответствии с которыми подготовлен проект закона, необходимо обеспечить принятие проекта закона до 1 января 2011 года.
Принятие законопроекта будет способствовать повышению эффективности деятельности Фонда, эффективности реализации программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда и проведению капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.