Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 246383-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
На территории Курской области, как и в целом по Российской Федерации, несмотря на принимаемые правоохранительными органами меры, продолжает сохраняться сложная ситуация, связанная с непрекращающимися хищениями изделий из металла.
Предметом преступных посягательств в рассматриваемой сфере становится оборудование, обеспечивающее безопасность на железных дорогах, элементы инженерных сооружений электроэнергетики, металлоконструкции промышленных предприятий, личное имущество граждан.
Статистические данные о нарушениях законодательства в сфере оборота лома и отходов цветных и черных металлов на территории Курской области за период 2006-2008 г.г. указаны в таблице 1.
Табл. 1
N п/п |
Состав правонарушений |
Единица измерения |
2006 год |
2007 год |
2008 год |
1. |
Кража лома и изделий из металла |
един. |
1053 |
1570 |
1075 |
2. |
Выявлено административных правонарушений |
един. |
588 |
666 |
779 |
3. |
Наложено административных штрафов |
тыс.руб. |
174,5 |
261,5 |
506,3 |
4. |
Взыскано административных штрафов |
тыс.руб. |
142,5 |
241,0 |
481,6 |
5. |
Пресечено нелегальных скупок лома и металла |
един. |
65 |
118 |
137 |
Существующая статистика снижения краж в 2008 году в сфере оборота лома металлов в Курской области в определенной степени объясняется теми экономическими процессами, которые протекают и в мире, и в нашей стране, то есть кризисной ситуацией в мировой и отечественной экономике. Данные кризисные явления в российской экономике нашли свое отражение и в экономике Курской области. Так многие пункты приема металлов, ранее осуществлявшие свою деятельность, в настоящее время приостановили работу. Кроме того, кризисные процессы в экономике привели к существенному снижению закупочных цен на принимаемый лом металлов. В то же время те организации, которые осуществляют прием лома металлов, продолжают допускать в процессе данной деятельности грубые нарушения действующего законодательства, регламентирующего порядок оборота лома металлов.
Данные преступления влекут за собой обесточивание населенных пунктов, объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения, и приводят к негативному общественному резонансу, нанося гражданам помимо материального ущерба, большой моральный вред.
Похищенный металл сбывается как на официальные, так и на незаконные приемные пункты. За 2008 год сотрудниками ОВД, только по Курской области, пресечена деятельность 107 пунктов нелегальных скупок лома. Работа нелегальных пунктов приема металла, а также нарушения, допускаемые при приеме металла на лицензионных пунктах, создают широкий рынок сбыта краденного. Данная ситуация в настоящее время характерна для большинства регионов Российской Федерации.
Ответственность за нарушения, совершаемые лицами, незаконно принимающими металл, предусмотрена частями 1 и 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее -Кодекс). Ответственность за нарушения правил приема металлолома в лицензионных пунктах предусмотрена статьей 14.26 Кодекса.
Однако, размеры административных штрафов, предусмотренные данными статьями, значительно меньше дохода, получаемого от незаконного приема металла, и не являются для правонарушителей сдерживающим фактором, в связи с чем нелегальные пункты приема лома черных и цветных металлов продолжают свою деятельность. Работа легальных пунктов приема металлолома зачастую также осуществляется с многочисленными нарушениями установленных правил.
Анализ сложившейся ситуации в сфере оборота лома черных и цветных металлов показывает, что значительный объем правонарушений в данной сфере совершается лицами ранее уже привлекавшимися к административной ответственности за соответствующие нарушения.
По данным УВД Курской области до 40% лиц, привлеченных к ответственности по статье 14.26 Кодекса, вновь совершали аналогичные правонарушения. При этом количественный показатель повторных правонарушений (от 2 до 7 раз одними и теми же лицами) отражает системный характер противоправных действий нарушителей правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения.
Таким образом, существующие санкции статьи 14.26 Кодекса не сдерживают указанных лиц от совершения повторных аналогичных правонарушений.
Настоящим законопроектом предлагается внести изменения в статью 14.26 Кодекса и увеличить размеры административных штрафов, налагаемые за нарушение правил обращения с ломом и отходами цветных и черных металлов и их отчуждения.
Принятие указанного закона будет способствовать профилактике и предотвращению правонарушений, снижению уровня преступности, позволит правоохранительным органам более эффективно противодействовать незаконному обороту лома цветных и черных металлов, пресекать значительный объем повторных правонарушений в данной сфере деятельности.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия новых актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.