Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 460777-5 "О внесении изменений в статью 93 Земельного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен на уточнение редакции пункта 7 статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации в части упорядочения режима использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон объектов обороны и безопасности.
Данный пункт, не ограничивая прав собственности землевладельцев, определяет порядок использования земель, прилегающих к арсеналам, базам и складам Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также установления на таких территориях зон с особыми условиями использования.
Соблюдение условий использования указанных земельных участков, их размеры, режим деятельности на таких территориях, определяются постановлениями Правительства Российской Федерации, в отношении земель, находящихся в федеральной, собственности, а также нормативными актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации - в отношении земель, находящихся в собственности субъекта Федерации. Указанными актами определены порядок ведения хозяйственной и иной деятельности, требования и меры безопасности, которые должны соблюдаться, порядок размещения зданий, строений, сооружений и иных объектов, а также ограничения на использование радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства. Земельный кодекс Российской Федерации допускает такие ограничения в отношении землепользования на участках, прилегающих к землям обороны и безопасности.
Зачастую складывается ситуация, когда при попустительстве местных властей происходят самовольные захваты земель, граничащих с объектами обороны и безопасности, осуществляется строительство зданий и сооружений, назначение и оснащение которых невозможно контролировать, что приводит к снижению уровня защищённости специальных объектов. Однако, практика применения нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, регламентирующих хозяйственную и иную деятельность в охранных зонах объектов обороны и безопасности, вызывает вопросы, в том числе в судебных инстанциях, о правомочности данных актов в силу того, что полномочия Правительства России в этой области не отражены в Федеральном законе. В настоящее время ведётся несколько судебных процессов, связанных с самозахватом земель обороны и безопасности. Суды правомерно обращают внимание на незакреплённость в законе прав Правительства на регламентирование отношений вокруг земель, прилегающих к объектам обороны и безопасности.
Кроме того, ряд указанных актов Правительства носит закрытый характер, что обусловлено содержанием в них принадлежности и характеристик специальных объектов, и раскрывать такие данные не представляется возможным, исходя из требований законодательства о государственной тайне.
Предлагается законодательно закрепить права Правительства Российской Федерации в указанной области, дополнив пункт 7 статьи 93 соответствующим положением. Принятие указанных изменений обусловлено наличием проблемы неурегулированности соответствующих правоотношений - в действующей редакции закона этот порядок не определён, что вызывает определённые затруднения в увязке закона с подзаконной нормативной правовой базой.
Кроме этого, слово "запретные" дополняется словом "(специальные)". Данное изменение обусловлено необходимостью приведения в соответствие терминологии закона и подзаконных актов. Термин "специальная зона" является устоявшимся понятием в федеральном законодательстве и нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации на протяжении значительного времени и имеет отличительные признаки от термина "запретная зона". Так, например, постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2000г. N 463-35, определено, что под запретной зоной понимается территория объекта, а под специальной зоной - территория вокруг объекта. Территория вокруг объектов, выделенная под специальную зону, устанавливается по внешнему периметру объектов от границ земельного участка, на которых размещены указанные объекты, на основании решений органов власти, имеющих право распоряжаться земельными участками.
Внесение указанных изменений позволит обеспечить соблюдение особого правового режима использования земельных участков, расположенных в пределах запретных зон объектов обороны и безопасности, что создаст условия их надежного и бесперебойного функционирования и обеспечит безопасность хранения вооружения, военной техники и другого военного имущества.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 93 Земельного кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 93 Земельного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 93 Земельного кодекса Российской Федерации"
Введение в действие Федерального закона "О внесении изменений в статью 93 Земельного кодекса Российской Федерации" не потребует внесения изменений или дополнений в действующие законодательные акты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.