Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 23 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 48 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Законопроект разработан в целях сокращения сроков строительства и реконструкции объектов электросетевого хозяйства, упрощения процедуры предоставления земельных участков под их строительство и эксплуатацию.
Законопроект состоит из нескольких тематических блоков, посвященных совершенствованию правового регулирования в области земельных и градостроительных отношений.
1. Установление сроков осуществления выбора земельных участков.
Законопроект вносит изменения в Земельный кодекс, направленные на совершенствование процедуры оформления прав на земельные участки, необходимые для проведения работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства.
В настоящее время статья 31 Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующая выбор земельного участка для строительства, не устанавливает сроки выполнения соответствующих процедур, что зачастую приводит к необоснованным задержкам их выполнения и к срыву сроков строительства. Для решения указанной проблемы, в пункт 2 статьи 1 Законопроекта включены положения, определяющие сроки осуществления процедуры выбора земельного участка для строительства.
Предлагается также установить сокращенные сроки оформления акта о выборе земельного участка при строительстве объектов, перечисленных в статье 49 Земельного кодекса Российской Федерации. Следование административным процедурам, предусмотренным градостроительным и земельным законодательством, часто не позволяет застройщикам, осуществляющим строительство объектов государственного и муниципального значения, выполнить такое строительство в сроки, предусмотренные инвестиционными программами, утвержденными в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Кроме того, четкое ограничение сроков выбора земельных участков для строительства объектов необходимо в целях соблюдения требований по срокам подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (линейным и сетевым объектам), предусмотренным действующим законодательством Российской Федерации.
Исходя из изложенного выше, положениями Законопроекта предусмотрена оптимизация правовых механизмов статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации в части установления требований к предельным срокам осуществления органами местного самоуправления выбора земельного участка для целей строительства объектов. Данные изменения призваны нивелировать существенный пробел в правовом регулировании, последствием которого является то, что в настоящее время продолжительность процедуры выбора земельных участков целиком зависит от органов местного самоуправления и может составлять от 6 до 12 месяцев, что существенным образом затрудняет процесс сооружения объектов капитального строительства.
2. Определение оснований установления публичных сервитутов в отношении земельных участков, используемых для размещения сетевых и линейных объектов.
Законопроект содержит изменения в статью 23 Земельного кодекса Российской Федерации, расширяющие перечень случаев для установления публичных сервитутов.
Специфика строительства и эксплуатации коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, объектов транспортной инфраструктуры, имеющих большую протяженность, состоит в том, что они пролегают по значительному количеству земельных участков, принадлежащих разным собственникам и пользователям. В этой связи, решить вопросы со всеми собственниками и иными законными владельцами земельных участков об использовании таких участков в целях строительства практически невозможно. Кроме того имеют место отказы на временный допуск на земельные участки, прилегающие к сетевым и линейным объектам, для осуществления плановых и аварийных ремонтных работ, в том числе для проезда и доставки необходимых материалов.
Установление публичного сервитута для строительства, реконструкции, эксплуатации и ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, объектов транспортной инфраструктуры, не исключает возможность его использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием.
3. Совершенствование порядка выдачи разрешения на строительство и установление оснований проведения подготовительных работ, осуществляемых до выдачи указанного разрешения.
Как показала практика строительства линейных объектов срок подготовки документов для получения разрешения на строительство и их рассмотрение в среднем составляет от трех месяцев до одного года. Как правило, срок строительства и ввода в эксплуатацию линейных объектов, ограничен утвержденными уполномоченными федеральными органами исполнительной власти инвестиционными программами субъектов естественных монополий и обусловлен необходимостью скорейшего ввода указанных объектов в эксплуатацию.
В этой связи в Законопроект включены положения, предусматривающие, что до получения разрешения на строительство дозволяется проводить подготовительные работы, перечень которых определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства.
Принятие предлагаемых изменений позволит ускорить строительство линейных объектов, в том числе объектов электросетевого хозяйства, необходимых для устойчивого роста отраслей экономики.
4. Приведение градостроительного законодательства в соответствие с законодательством об электроэнергетике в части установления порядка и сроков предоставления технических условий технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства.
Пунктом 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления технических условий подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок их действия, а также информации о плате за подключение (в течение четырнадцати дней по запросам органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков). Указанная норма носит общий характер по отношению ко всем сетям инженерно-технического обеспечения и в ней не учитываются особенности технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, которые урегулированы статьей 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике". В частности сетевая организация, в которую обратились за технологическим присоединением, обязана согласовать технические условия с системным оператором и смежными сетевыми организациями, в силу чего технические условия представляются заявителю в течение 30 дней. Существуют и иные особенности подготовки и предоставления технических условий технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства.
В этой связи в пункт 1 статьи 2 Законопроекта включены положения, уточняющие пункт 7 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части регулирования порядка предоставления технических условий и информации о плате за технологическое присоединение в соответствии с законодательством об электроэнергетике.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 23 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 48 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
Введение в действие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 23 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 48 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 23 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 48 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 23 и 31 Земельного кодекса Российской Федерации и статьи 48 и 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.