Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 374 и 376 Трудового кодекса Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 374 и 376 Трудового кодекса Российской Федерации" подготовлен в целях реализации Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 3 ноября 2009 г. N 1369-О-П, в котором положение части первой статьи 374 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которому увольнение по инициативе работодателя в соответствии с пунктом 5 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации руководителей (их заместителей) выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, допускается помимо общего порядка увольнения только с предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа, признано не действующим и не подлежащим применению.
Положение части первой статьи 374 Трудового кодекса Российской Федерации предоставляет работникам, входящим в состав выборных коллегиальных профсоюзных органов и не освобожденным от основной работы, необоснованные преимущества по сравнению с другими работниками и создает возможность злоупотребления правом, что несовместимо и с положениями статьи 19 Конституции Российской Федерации о равенстве всех перед законом и судом и о гарантиях равенства прав и свобод человека и гражданина.
Конституция Российской Федерации гарантирует свободу экономической деятельности, поддержку конкуренции, признание и защиту равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности в качестве одной из основ конституционного строя Российской Федерации (статья 8) и закрепляет право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (статья 34, часть 1), а также право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (статья 35, части 1 и 2).
Указанные конституционные права предполагают наличие у работодателя (физического или юридического лица) ряда конкретных правомочий, позволяющих ему в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала). Поэтому, предусматривая в соответствии с требованиями статьи 37 Конституции Российской Федерации гарантии трудовых прав, в том числе направленные против возможного произвольного увольнения работника, законодатель не вправе устанавливать такие ограничения, которые ведут к искажению самого существа свободы экономической (предпринимательской) деятельности. Иное противоречило бы положениям статьи 55 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми защита прав и свобод одних не должна приводить к отрицанию или умалению прав и свобод других, а возможные ограничения посредством федерального закона должны преследовать конституционно значимые цели и быть соразмерными.
Учитывая изложенное, законопроектом предусмотрено внесение изменения в статью 374 Трудового кодекса Российской Федерации, предусматривающие увольнение работников выборных коллегиальных органов первичных профсоюзных организаций, выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций структурных подразделений организаций (не ниже цеховых и приравненных к ним), не освобожденных от основной работы, в общем порядке без предварительного согласия соответствующего вышестоящего выборного профсоюзного органа, исключив ссылку на пункт 5 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации.
Аналогичный порядок расторжения трудового договора по инициативе работодателя в соответствии с пунктом 5 части первой статьи 81 Кодекса предусмотрен статьей 376 Трудового кодекса Российской Федерации в отношении руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации и его заместителей в течение двух лет после окончания срока их полномочий.
Возлагая на работодателя обязанность получить согласие вышестоящего выборного профсоюзного органа на увольнение бывших руководителей (их заместителей) выборного органа первичной профсоюзной организации, законодатель при этом не предусматривает обязанности профсоюзного органа изложить свои мотивы в случае отказа дать такое согласие.
Фактически вопрос об обоснованности расторжения трудового договора по инициативе работодателя с такими работниками решается профсоюзным органом, представляющим интересы лишь одной стороны.
Такое правовое регулирование представляет собой несоразмерное ограничение прав работодателя как стороны в трудовом договоре и в то же время субъекта экономической деятельности.
Кроме того, запрет на увольнение указанных работников без согласия вышестоящего выборного профсоюзного органа представляет им необоснованные преимущества по сравнению с другими работниками, в том числе с работниками, входящими в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденными от основной работы.
Учитывая изложенное, соответствующее изменение вносится также в статью 376 Трудового кодекса Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 374 и 376 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 374 и 376 Трудового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных ассигнований из средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 374 и 376 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 374 и 376 Трудового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.