Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 467580-5 "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
Досье на проект федерального закона
Федеральным законом от 18 июля 2005 года N 87-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и Федеральный закон "О землеустройстве" внесены изменения в часть 3 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", согласно которым земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае ненадлежащего использования или неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет.
Согласно статье 287 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком и право пожизненного наследуемого владения земельным участком прекращаются принудительно при неиспользовании в случаях, предусмотренных гражданским законодательством, земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом, за исключением времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
Следует отметить, что аналогичный подход к установлению срока, необходимого для принудительного прекращения прав на землю, содержится и в пункте 4 части 2 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации в отношении принудительного прекращения права аренды земельного участка, а именно - в случае неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом или договором аренды земельного участка, за исключением времени, необходимого для освоения земельного участка, а также времени, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.
Согласно приведенным нормам Земельного кодекса Российской Федерации и Гражданского кодекса Российской Федерации трехлетний срок неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком или права аренды земельного участка, а также права собственности установлен одновременно не только для земель, предназначенных для сельскохозяйственного производства, но и для земель, предназначенных для жилищного или иного строительства.
Вместе с тем в соответствии с частью 1 статьи 78 Земельного кодекса Российской Федерации для ведения сельскохозяйственного производства используются земли сельскохозяйственного назначения.
Одним из важнейших принципов земельного законодательства, закрепленных статьей 1 Земельного кодекса Российской Федерации, является принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде.
Во многих регионах Российской Федерации, особенно в районах, граничащих с крупными населенными пунктами, создалась ситуация, когда земли сельскохозяйственного назначения переходят в пользование и собственность лиц, не использующих эти земли для сельскохозяйственного производства. Как правило, такие земли приобретаются в целях последующего их использования для строительства.
С учетом изложенного целесообразно установить в части 3 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", в пункте 4 части 2 статьи 45 и пункте 4 части 2 статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации, а также в статье 284 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации более короткий срок неиспользования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства, необходимый для прекращения права собственности, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком или права аренды земельного участка, по сравнению с земельными участками, предназначенными для жилищного или иного строительства, сократив его с трех до двух лет.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Председатель |
И. Хабаров |
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Председатель |
И. Хабаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.