Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 464855-5 "О внесении изменения в статью 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Разработка законопроекта направлена на стимулирование внедрения технологии сайклинг-процесса при добыче газового конденсата - способа разработки месторождений, содержащих газовый конденсат, с поддержанием пластового давления посредством закачки в продуктивный пласт ранее извлеченного из этого пласта горючего природного газа после отделения от него жидких углеводородов - газового конденсата.
Технология сайклинг-процесса имеет общие черты с закачкой горючего природного газа в подземные хранилища, но, в отличие от последней, позволяет увеличить конденсатоотдачу пласта и, соответственно, извлечение жидких углеводородов, на 10-35%.
Целесообразность применения сайклинг-процесса определяется дополнительными объемами добычи газового конденсата.
Продолжительность сайклинг-процесса определяется экономическими расчетами и при уменьшении эффекта от применения указанной технологии месторождение может быть переведено на разработку традиционным способом - методом истощения (без поддержания пластового давления). Этот период характеризуется добычей и товарной реализацией как газового конденсата, так и природного газа.
В Российской Федерации открыто и разрабатывается большое количество месторождений с высоким содержанием газового конденсата, разработка которых с использованием технологии сайклинг-процесса позволила бы увеличить конденсатоотдачу пластов. Однако данный способ увеличения добычи углеводородов не реализуется ни на одном из газоконденсатных месторождений, что приводит к потерям в добыче газового конденсата.
Одной из причин, не позволяющей в настоящее время активно применять технологию сайклинг-процесса, является экономическая нерентабельность разработки в виду многократного налогообложения закачиваемого в пласт газа: в соответствии с положениями главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" Налогового кодекса Российской Федерации исчисление налога на добычу полезных ископаемых (далее - НДПИ) при добыче газа горючего природного из всех видов месторождений углеводородного сырья производится в отношении всего объема добытого газа вне зависимости от дальнейшего его использования.
Таким образом, при применении сайклинг-процесса недропользователь многократно исчисляет и уплачивает в бюджетную систему Российской Федерации НДПИ при добыче газа, закачиваемого в пласт для поддержания пластового давления, то есть происходит неоднократное налогообложение одного и того же объема газа.
В целях устранения данной коллизии и создания условий для увеличения добычи газового конденсата, являющегося ценным сырьем для производства нефтепродуктов, законопроектом предлагается установить ставку НДПИ при добыче газа горючего природного в размере 0 рублей в отношении объемов указанного газа, закачиваемых в пласт для поддержания пластового давления, увеличивающего коэффициент извлечения газового конденсата из этого пласта.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета, поскольку в настоящее время технология сайклинг-процесса российскими недропользователями не применяется.
В случае принятия Федерального закона "О внесении изменения в статью 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" возможна реализация технологии сайклинг-процесса на трех месторождениях.
Объем добычи газового конденсата за период 2011-2030 годов при применении технологии сайклинг-процесса на этих месторождениях может составить около 15,3 млн. тонн, или 765 тыс. тонн в год. При традиционном методе добычи "на истощение" добыча газового конденсата составила бы 9,8 млн. тонн, или 490 тыс. тонн в год. Таким образом, применение технологии сайклинг-процесса предположительно позволит дополнительно добывать 275 тыс. тонн газового конденсата в год. При этом за период 2011-2030 годов обратно в пласт для поддержания пластового давления будет закачано около 27 млрд. м3 газа, или 1,35 млрд. м3 в год.
По данным Федеральной службы государственной статистики стоимость газового конденсата в декабре 2009 года составляла 3,5 тыс. руб. за одну тонну. В случае установления ставки НДПИ при добыче газа в размере 0 рублей в отношении объемов, закачиваемых обратно в пласт, дополнительная добыча газового конденсата в объеме 275 тыс. тонн в год позволит увеличить поступления от НДПИ при добыче газового конденсата ежегодно на 167,4 млн. рублей (в ценах декабря 2009 года). При этом сумма НДПИ, которую недополучит федеральный бюджет Российской Федерации от объемов газа, закачанного обратно в пласт для поддержания пластового давления, составит 198,5 млн. рублей.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 342 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения других федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.