Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 471859-5 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статью 12.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Федеральным законом от 08.12.03г. N 162-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" было декриминализовано оставление места дорожно-транспортного происшествия. Анализ правоприменительной практики за это время показывает ошибочность указанного подхода. Несмотря на то, что Уголовный кодекс позволяет привлекать к ответственности водителя, оставившего место дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, по совокупности статей 264 "Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств" и 125 "Оставление в опасности" Уголовного кодекса Российской Федерации, правоохранительные органы указанной возможностью не пользуются. Это, отчасти, вызвано сложностями в доказывании состава преступления, предусмотренного статьей 125 Уголовного кодекса Российской Федерации. Правоохранительным органам приходится доказывать, что водитель осознал, что лицо находится в опасном для жизни состоянии, что оно лишено возможности принять меры к самосохранению и что водитель сам поставил указанное лицо в опасное для жизни или здоровье состояние.
Предлагается вновь криминализовать оставление места дорожно-транспортного происшествия, в случае если в дорожно-транспортном происшествии были пострадавшие, вне зависимости от вины водителя в дорожно-транспортном происшествии. Таким образом, наличие пострадавших в дорожно-транспортном преступлении является признаком позволяющим отграничить преступление от административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Также предлагается ввести новый квалифицирующий признак - несовершеннолетие пострадавшего в дорожно-транспортном происшествии.
Следует особо подчеркнуть, что Европейская конвенция о наказаниях за дорожно-транспортные преступления 1964 г. требует от государств-участников конвенции криминолизовать "умышленный отказ водителя выполнить обязанности, распространяющиеся на водителей автотранспорта после совершения ими дорожно-транспортного происшествия".
Уголовные законодательства европейских государств, таких, например, как Германия (ст. 142 УК ФРГ), Испания (ч. 2, ст. 382 УК Испании) и др., также предусматривают уголовную ответственность за оставление места дорожно-транспортного происшествия.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статью 12.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном прохождении технического осмотра транспортных средств в Российской Федерации" не повлечет необходимости приостановления, изменения или дополнения актов федерального законодательства
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и статью 12.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие данного законопроекта не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также не повлечет каких-либо иных изменений финансовых обязательств государства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.