Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 468382-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционных фондах"
Досье на проект федерального закона
Основной идеей законопроекта является совершенствование государственного регулирования деятельности по управлению инвестиционными фондами, в том числе улучшение условий для развития венчурного инвестирования через паевые инвестиционные фонды и создание условий для конкуренции российских схем коллективного инвестирования с их зарубежными аналогами за счет введения института биржевых инвестиционных фондов.
Целью законопроекта является стимулирование венчурных инвестиций в инновационные проекты через инвестиционные фонды, а также создание благоприятных условий для инвестирования средств розничных инвесторов на российском фондовом рынке.
В настоящее время законодательство, регулирующее деятельность по управлению инвестиционными фондами, не в полной мере отвечает задачам эффективного использования института паевого инвестиционного фонда для венчурного инвестирования.
Одним из недостатков регулирования указанной деятельности является ограничение состава инвестиционного комитета закрытого паевого инвестиционного фонда, куда могут входить только владельцы инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов. Данное обстоятельство затрудняет повышение эффективности процесса принятия решений при отборе инвестиционных проектов, поскольку исключается возможность привлечения к этому процессу независимых экспертов, обладающих специальными знаниями в данной области. Законопроектом предлагается снять это ограничение, позволив владельцам инвестиционных паев назначать в состав инвестиционного комитета иных физических лиц.
При этом законопроектом предусматривается возможность выплаты вознаграждения членам инвестиционного комитета за счет имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд.
В ряде случаев деятельность по управлению закрытым паевым инвестиционным фондом сопряжена с повышенными требованиями к управляющей компании, связанными с условиями и ограничениями, предъявляемыми инвесторами как на этапе формирования фонда, так и на этапе его функционирования. При этом управляющая компания не вправе каким-либо образом влиять на состав пайщиков фонда. Также во многих случаях управляющая компания играет лидирующую роль в формировании и развитии фонда, в частности, в области венчурных инвестиций (управляющая компания фактически инициирует создание фонда, ищет инвесторов, проекты и т.д.). Поэтому существует потребность в контроле управляющей компании над количеством и особенно составом инвесторов, которые могут приобрести инвестиционные паи, ограниченные в обороте. Законопроектом предлагается ввести возможность предусмотреть в правилах доверительного управления паевым инвестиционным фондом, инвестиционные паи которого ограничены в обороте, необходимость получения согласия управляющей компании на отчуждение инвестиционных паев (в том числе не полностью оплаченных) в пользу лиц, не являющихся владельцами инвестиционных паев этого паевого инвестиционного фонда, а также право управляющей компании отказать любому лицу в приеме заявки на приобретение инвестиционных паев этого фонда. Такие новеллы позволят сбалансировать интересы владельцев инвестиционных паев и управляющей компании при управлении фондами.
В настоящее время управляющая компания не вправе приобретать инвестиционные паи фонда, который находится в ее управлении. Указанное обстоятельство затрудняет привлечение венчурного капитала в паевые инвестиционные фонды, поскольку доверие инвестора во многом зависит от того, на сколько управляющий венчурным портфелем разделяет с ним риск от управления этим портфелем. Также принимается во внимание и фактор имущественной заинтересованности управляющей компании в эффективном управлении фондом, в котором она участвует за счет собственных средств. Законопроект предусматривает возможность управляющей компании закрытого паевого инвестиционного фонда, инвестиционные паи которого ограничены в обороте, приобретать указанные инвестиционные паи при его формировании. При этом управляющая компания вправе будет передавать в оплату инвестиционных паев только денежные средства. Приобретенные таким образом инвестиционные паи не будут предоставлять управляющей компании права голоса на общем собрании владельцев инвестиционных паев. Также законопроект предусматривает ограничение на сделки с инвестиционными паями, принадлежащими управляющей компании. Указанные нормы также позволят сбалансировать интересы владельцев инвестиционных паев и управляющей компании.
Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" содержит требование об обязательной ежегодной аудиторской проверке паевых инвестиционных фондов. Учитывая предусмотренные Законом полномочия владельцев инвестиционных паев, предназначенных для квалифицированных инвесторов в процессах принятия инвестиционных решений при управлении закрытым паевым инвестиционным фондом, предлагается устанавливать периодичность проведения аудиторских проверок указанного фонда в его правилах доверительного управления. При этом такая периодичность должна быть не реже одного раза в три года.
Законопроектом предлагается уточнить режим распространения информации об инвестиционном фонде, акции (инвестиционные паи) которого ограничены в обороте. Существующие требования к распространению информации, с одной стороны, предотвращают побуждение интереса неквалифицированных инвесторов к высокорискованным инструментам, что соответствует целям Федерального закона "Об инвестиционных фондах", с другой стороны, они затрудняют обслуживание таких инструментов инфраструктурными организациями, такими как фондовые биржи, депозитарии, клиринговые центры, которые также не являются квалифицированными инвесторами. В этой связи законопроект предусматривает запрет на распространение информации об инвестиционных фондах, акции (инвестиционные паи) которых предназначены для квалифицированных инвесторов, только среди физических лиц, которые не являются квалифицированными инвесторами или которые не являются владельцами указанных ценных бумаг.
Законопроектом вводится новый тип паевых инвестиционных фондов - биржевые паевые инвестиционные фонды. Ключевой особенностью такого фонда является то, что право владельца инвестиционного пая требовать от управляющей компании его погашения и выплаты денежной компенсации заменяется правом владельца требовать от лица, уполномоченного управляющей компанией выкупить инвестиционный пай по цене, несущественно отклоняющейся от его расчетной цены. При этом указанное уполномоченное лицо обладает исключительным правом требовать от управляющей компании погашения выкупленных им инвестиционных паев. Для реализации права владельца инвестиционного пая биржевого паевого инвестиционного фонда уполномоченное управляющей компанией лицо обязуется выставлять на торгах фондовой биржи публичные котировки на покупку и на продажу указанных инвестиционных паев. При этом указанные котировки не могут отклоняться от расчетной цены одного инвестиционного пая на величину, превышающую величину максимального отклонения, предусмотренную в правилах доверительного управления биржевым паевым инвестиционным фондом, которая в свою очередь не может превышать пяти процентов от расчетной цены инвестиционного пая. Следует отметить, что в законопроекте не случайно для определения пределов колебания цен, объявляемых уполномоченных лицом на торгах фондовой биржи, используется термин "расчетная цена", а не термин "расчетная стоимость" инвестиционного пая, который в настоящее время применяется в Федеральном законе "Об инвестиционных фондах" для целей определения суммы денежной компенсации, выплачиваемой при погашении инвестиционного пая. Несмотря на схожесть указанных понятий, порядок определения расчетной стоимости инвестиционного пая будет отличаться от порядка определения расчетной цены инвестиционного пая в силу существенного различия целей использования указанных показателей.
Учитывая особенности биржевого паевого инвестиционного фонда, правила доверительного управления таким фондом помимо существующих общих условий должны будут содержать:
перечень уполномоченных лиц, обязанных по требованию владельцев инвестиционных паев выкупить у них инвестиционные паи;
наименование фондовых бирж, к торгам на которых допущены инвестиционные паи;
величину максимального отклонения цены покупки (продажи) инвестиционных паев, публично объявляемых уполномоченными лицами на торгах фондовой биржи, от расчетной цены одного инвестиционного пая.
Особенностью биржевого паевого инвестиционного фонда также является и то, что исключительным правом приобретения инвестиционных паев такого фонда у управляющей компании обладают только уполномоченные лица. Остальные инвесторы могут приобретать указанные инвестиционные паи на фондовой бирже при их обращении. Таким образом, указанные уполномоченные лица выступают не только "маркет -мейкерами" фонда, но и "спонсорами" фонда как в процессе его формирования, так и в дальнейшем его функционировании, что отвечает сложившейся практике в сфере коллективного инвестирования. Немаловажной особенностью администрирования биржевого паевого инвестиционного фонда является возможность передачи в оплату его инвестиционных паев помимо денежных средств иного имущества. Таким образом, инвестиционные паи могут выдаваться на уже сформированный инвестиционный портфель, что с одной стороны существенно снижает издержки по управлению таким фондом на начальном этапе его существования, с другой - позволяет избежать нарушения структуры его активов (или так называемой "ошибки отслеживания") при структурировании активов инвестиционного фонда в виде фондового индекса.
Учитывая ключевую роль фондовой биржи и уполномоченных лиц в реализации прав, удостоверенных инвестиционным паем биржевого инвестиционного фонда, прекращение их услуг по реализации указанных прав влечет за собой прекращение самого фонда.
Реализация предусмотренных законопроектом норм позволит создавать на российском фондовом рынке новые паевые инвестиционные фонды, которые в силу своей специфики предоставят инвестору следующие возможности:
отслеживать в режиме реального времени состав и структуру активов, указанных паевых инвестиционных фондов;
отслеживать в режиме реального времени текущую стоимость своих инвестиций и осуществлять "выход" из фонда по указанной стоимости;
используя существующие технологии биржевых торгов и расчетов, осуществлять расчеты по операциям с инвестиционными паями в день совершения указанных операций (для сравнения в открытых паевых инвестиционных фондах выдача инвестиционных паев может занимать от 3 дней с даты их оплаты, а выплата денежной компенсации - до 15 дней с даты их погашения).
Законопроектом также предусмотрены следующие изменения:
уточнение правового режима дробных частей инвестиционных паев, установление правил их возникновения, обращения, а также определение объема прав, предоставляемых ими владельцу инвестиционных паев;
определение правового статуса специализированного депозитария при осуществлении им прекращения паевого инвестиционного фонда;
введение ограничений на принятие управляющей компанией обязанностей по оплате услуг за счет имущества, составляющего инвестиционный фонд;
исключение возможности управляющей компании удерживать вознаграждение с дохода от управления открытыми и интервальными паевыми инвестиционными фондами ввиду отсутствия возможности справедливого распределения бремени по выплате указанного вознаграждения между всеми владельцами инвестиционных паев.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "O внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционных фондах"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" не потребуют дополнительных затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов и государственных внебюджетных фондов.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "O внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционных фондах"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" не потребует признания утратившими силу, приостановления, внесения изменений или принятия федеральных законов.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инвестиционных фондах" потребует принятия:
постановления Правительства Российской Федерации "О Типовых правилах доверительного управления биржевым паевым инвестиционным фондом";
постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Типовые правила доверительного управления закрытым паевым инвестиционным фондом, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июля 2002 г. N 564".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.