Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 482772-5 "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - законопроект) разработан в целях обеспечения постепенного перехода к новому порядку расчета пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком, вводимого с 1 января 2011 года Федеральным законом от 8 декабря 2010 года N 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 343-ФЗ).
Законом N 343-ФЗ расчетный период, за который берется заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком, увеличивается до двух календарных лет, предшествующих году наступления страхового случая. До 1 января 2011 года расчетный период для исчисления указанных пособий составлял 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления страхового случая, а если работник проработал у последнего работодателя меньшее время - то период фактической работы у последнего работодателя.
Закон N 343-ФЗ вступает в силу с 1 января 2011 года и согласно статье 3 будет применяться к страховым случаям, наступившим 1 января 2011 года и позднее.
Таким образом, гражданам, у которых отпуск по беременности и родам наступит после 1 января 2011 года, пособие по беременности и родам согласно Закону N 343-ФЗ должно будет исчисляться из заработка за 2009 и 2010 календарные годы.
В случае если в этом двухгодичном периоде застрахованное лицо имело перерывы в работе, либо у него была более низкая заработная плата в каком-то периоде (например, в 2009 году), чем в последние 12 календарных месяцев перед месяцем наступления отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, применение нового порядка расчета пособия может привести к снижению его размера по сравнению с тем, если бы пособие было исчислено по ранее действовавшим правилам.
В связи с этим законопроектом предполагается установить в течение 2011 года дополнительный переходный период к применению нового порядка назначения, исчисления и выплаты пособия по беременности и родам и ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Законом N 343-ФЗ, что даст возможность гражданам адаптироваться к вносимым изменениям, в том числе при решении вопроса о дате рождения ребенка.
Законопроектом предлагается внести в статью 3 Закона N 343-ФЗ изменения, согласно которым в случае, если отпуск по беременности и родам или отпуск по уходу за ребенком (страховой случай) наступил в 2011 году, по заявлению застрахованного лица пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком может быть назначено, исчислено и выплачено в соответствии с порядком, действовавшим до 1 января 2011 года. Если же порядок расчета указанных пособий, введенный Законом N 343-ФЗ, будет приводить к увеличению размера пособия, то будет применяться новый порядок расчета. Таким образом, застрахованным лицам предоставляется возможность выбора наиболее выгодного варианта расчета указанных пособий.
Статьей 2 законопроекта предусмотрено, что он вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 года. Данная норма позволит осуществить перерасчет пособий по беременности и родам и ежемесячных пособий по уходу за ребенком, назначенных по нормам Закона N 343-ФЗ в период с 1 января 2011 года до даты вступления в силу законопроекта, при поступлении заявлений застрахованных лиц о применении при расчете указанных пособий порядка, действовавшего до 1 января 2011 года.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
Проектом федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" предусмотрено предоставление застрахованным лицам по их письменному заявлению права выбора механизма исчисления пособий по беременности и родам и по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим в период с 1 января по 31 декабря 2011 года, исходя из законодательства, действовавшего до 01.01.2011 г. или в соответствии с законодательством, вступающим в силу с 01.01.2011 г.
Расчеты произведены на базе макроэкономических показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации до 2013 года, утвержденных на заседании Правительства Российской Федерации 23 сентября 2010 года и показателей, принятых при расчете бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, утвержденном Федеральным законом от 08.12.2010 г. N 334-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов".
1. Увеличение расходов на выплату пособий по беременности и родам, рассчитанное в соответствии с нормами законопроекта
Сравнительная таблица по основным параметрам исчисления размера пособий по беременности и родам
Вид пособия |
Законодательство, действующее до 01.01.2011 года |
В соответствии с ФЗ от 08.12.10 N 343-ФЗ |
В соответствии с законопроектом |
по беременности и родам |
из среднего заработка исчисленного за 12 месяцев, предшествующих наступлению страхового случая |
из среднего заработка, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления соответствующих страховых случаев |
Возможность выбора механизма расчета, обеспечивающего более выгодные условия получения пособия |
|
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Размер среднедневного пособия (исходя из выбора застрахованным лицом более выгодного механизма расчета в 2011 году) (руб.) |
520,74 |
489,58 |
542,45 |
Количество оплаченных дней (млн. дней) |
144,30 |
144,46 |
144,30 |
Расходы на выплату пособий в соответствии с законопроектом (тыс. руб.) |
75142782,0 |
70724726,8 |
78275535,0 |
Расходы на выплату пособий в соответствии с ФЗ от 08.12.2010 г. N 343-ФЗ (предусмотренные в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации)(тыс. руб.) |
63246690,0 |
70724726,8 |
78275535,0 |
Увеличение расходов по беременности и родам (тыс. руб.) |
11896092,0 |
0,0 |
0,0 |
2. Увеличение расходов на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, рассчитанные в соответствии с нормами законопроекта
Сравнительная таблица по основным параметрам исчисления размера пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет
Вид пособия |
Законодательство, действующее до 01.01.2011 года |
В соответствии с ФЗ от 08.12.10 N 343-ФЗ |
В соответствии с законопроектом |
по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет |
из среднего заработка исчисленного за 12 месяцев, предшествующих наступлению страхового случая |
из среднего заработка, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления соответствующих страховых случаев |
Возможность выбора механизма расчета, обеспечивающего более выгодные условия получения пособия |
|
2011 год |
2012 год |
2013 год |
Размер среднедневного пособия (исходя из выбора застрахованным лицом более выгодного механизма расчета в 2011 году) (руб.) |
5832,31 |
6134,48 |
6114,6 |
Количество оплаченных пособий (тыс. вып.) |
14620,0 |
14710,4 |
14678,6 |
Расходы на выплату пособий в соответствии с законопроектом (тыс. руб.) |
85268372,2 |
90240654,6 |
89753767,6 |
Расходы на выплату пособий в соответствии с ФЗ от 08.12.2010 г. N 343-ФЗ (предусмотренные в бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации) (тыс. руб.) |
81101526,0 |
80638441,0 |
89598614,8 |
Увеличение расходов на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет (тыс. руб.) |
4166846,2 |
9602213,6 |
155152,8 |
В соответствии с вносимыми изменениями расходы бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации увеличатся в 2011 году на 16062938,2 тыс. рублей, в 2012 году на 9602213,6 тыс. рублей и в 2013 году на 155152,8 тыс. рублей, что приведет к дефициту бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации. В качестве источника покрытия дефицита бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации предусматриваются средства федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Федерального закона "О внесении изменения в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"
Приятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.