Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 482877-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - законопроект) разработан в целях расширения возможности участия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в делах о банкротстве, а также дополнения перечня обязательных требований к арбитражному управляющему при утверждении его в деле о банкротстве для повышения эффективности и профессионализма его деятельности.
Уровень жизни населения в муниципальных образованиях и в регионе в целом во многом зависит от хозяйственной деятельности социально значимых объектов, указанных в пункте 6 статьи 129 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"), а также деятельности организаций, осуществляющих производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии - субъектов естественной монополии.
Законодательством Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями по осуществлению мер комплексного социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, социального обеспечения в интересах населения региона, по государственному регулированию тарифов и контролю за деятельностью субъектов естественных монополий. Также нельзя не отметить заинтересованность органов местного самоуправления в обеспеченности населения муниципальных образований социальными услугами, а также товарами (работами, услугами) организаций естественных монополий. Учитывая, что процедура банкротства включает в себя стадию финансового оздоровления, можно сделать однозначный вывод о том, что одной из задач данной процедуры является сохранение и восстановление деятельности должника, который добросовестно стремится выполнить свои обязательства.
Таким образом, отдавая должное внимание значимости социальных объектов, равно как и деятельности субъектов естественных монополий, а также заинтересованности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сохранении таких организаций на территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования, законопроектом предлагается признавать органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления участниками по делам о банкротстве должников, имеющих в собственности социально значимые объекты, а также должников - субъектов естественных монополий.
Одной из ключевых фигур дела о банкротстве на любой его стадии является арбитражный управляющий, на которого возложено непосредственное проведение процедур банкротства должника. Арбитражный управляющий действует на всех судебных стадиях процесса соответственно в виде временного управляющего, административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего. Каждый последующий является процессуальным правопреемником предыдущего. При осуществлении внешнего управления и конкурсного производства арбитражный управляющий также осуществляет функции руководителя соответствующей организации. Нередко одно и то же лицо последовательно утверждается в качестве каждого из названных управляющих.
Законопроектом предлагается дополнить требования к арбитражному управляющему, определенные в пункте 2 статьи 20.2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)".
Предлагается включить в перечень обязательных требований наличие высшего юридического или экономического образования либо образования по специальности, соответствующей сфере деятельности должника, недопустимость утверждения арбитражных управляющих, которые в течение года более двух раз отстранялись арбитражным судом в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей, возложенных на арбитражного управляющего.
Одно и то же лицо может быть утверждено в качестве арбитражного управляющего по нескольким делам о банкротстве, в том числе и по делам в отношении должников, место нахождения которых находится в разных субъектах Российской Федерации, в том числе и отдаленных друг от друга, что на практике затрудняет принятие своевременных решений арбитражным управляющим, что сказывается на эффективности его деятельности. В связи с чем, в качестве требования к арбитражному управляющему предусматривается недопустимость утверждения арбитражного управляющего, который уже утвержден арбитражным судом в качестве временного, административного, внешнего или конкурсного управляющего в двух делах о банкротстве, производство по которым не прекращено.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"
Принятие и реализация данного федерального закона не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)"
Принятие данного федерального закона не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных законодательных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.