Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 482298-5 "Об аквакультуре"
Досье на проект федерального закона
Российская Федерация располагает 20 млн. гектаров озер, около 5 млн. гектаров водохранилищ, более 150 тыс. гектаров прудов.
Всего в Российской Федерации насчитывается около 590 товарных рыбоводных хозяйств (без индивидуальных предпринимателей).
В 2009 году предприятиями аквакультуры было выращено 115,5 тыс. тонн товарной рыбы и других объектов аквакультуры.
Однако потенциал рыбоводства (аквакультуры) в Российской Федерации намного выше. Основные водные ресурсы сосредоточены в Западно-Сибирском, Южном, Уральском, Северо-Западном, Дальневосточном федеральных округах.
Наиболее пригодны для размещения предприятий аквакультуры юг Приморья - для выращивания трепанга и гребешка (весьма востребованных и дорогостоящих видов водных биоресурсов), Азовское и Черное моря, где можно заниматься выращиванием двустворчатых моллюсков (устриц, мидий), Ладожское и Онежское озера, где имеются все условия для разведения форели и озерного лосося (палии).
Вместе с тем развитие аквакультуры в России находится на крайне низком уровне. Доля продукции аквакультуры в общероссийской добыче рыбы и других водных животных и растений не превышает 5%, а душевое потребление такой продукции составляет 10% от всего рыбного рациона.
Основными причинами такого положения является отсутствие комплексной системы государственного регулирования, включая нормативно-правовую базу, регламентирующую правовые отношения в области аквакультуры, меры государственной поддержки.
Отдельные правовые нормы регулирования отношений в области аквакультуры уже содержатся в ряде нормативных правовых актов, однако они не учитывают в должной мере специфику отношений в данной области.
Отсутствуют унифицированные определения понятий в области аквакультуры, виды товарного рыбоводства, правовые нормы, устанавливающие правила предоставления и пользования водными объектами в целях аквакультуры и определяющие право собственности на производимые и культивируемые водные животные и растения.
В предлагаемом законопроекте:
определены основные понятия, в том числе те, которые в действующем законодательстве отсутствуют (например, пастбищное рыбоводство, рыбоводный участок и др.);
определены основные принципы государственной политики в области аквакультуры;
введены правовые нормы, устанавливающие правила предоставления и пользования водными объектами в целях аквакультуры и определяющие право собственности на культивируемые водные животные и растения;
регламентированы виды товарного рыбоводства.
Законопроект подготовлен в целях создания комплексной законодательной базы, регламентирующей правовые отношения в сфере аквакультуры, обеспечивающей получение пищевой, технической и другой продукции, а также сохранение биоразнообразия в водоемах страны.
Принятие указанного законопроекта будет способствовать развитию малого и среднего предпринимательства, созданию условий для привлечения инвестиций, направленных на развитие аквакультуры, более полному развитию внутриотраслевых связей науки и производства продукции аквакультуры, обеспечению развития смежных производств, таких как производство кормов, кормовых добавок, рыбоводного оборудования и инвентаря, а также повышению эффективности мер, направленных на сохранение и воспроизводство водных биоресурсов и среды их обитания.
На базе имеющегося водного фонда, пригодного для ведения аквакультуры, производство рыбоводной продукции к 2020 году может достичь не менее 410 тыс. тонн, стоимость реализации которой составит более 48 млрд. руб., а поступления в бюджетную систему Российской Федерации могут составить около 3,5 млрд. руб.
В соответствии с современными трудозатратами на выращивание рыбы и других водных животных и растений, развитие аквакультуры к 2020 году потребует вовлечения в производство не менее 29 тысяч человек, что позволит поднять жизненный уровень населения, улучшить социально-экономическое положение в регионах России.
Реализация законопроекта не повлечет увеличения расходов федерального бюджета.
Расчет бюджетной эффективности реализации положений законопроекта показывает, что ожидается увеличение поступлений в федеральный бюджет в 1,1 раза, что составит 468, 7 млн. рублей.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "Об аквакультуре"
В связи с принятием федерального закона "Об аквакультуре" потребуется:
1) внесение изменений:
в постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 2008 г. N 444 "О Федеральном агентстве по рыболовству";
в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 645 "Об утверждении Правил организации искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов в водных объектах рыбохозяйственного значения";
2) принятие постановления Правительства Российской Федерации о порядке подготовки и заключения договора о предоставлении права пользования рыбоводным участком, а также организации и проведения торгов на право заключения договора о предоставлении права пользования рыбоводным участком.
Признание утратившими силу, приостановление, изменение или принятие нормативных правовых актов Президента Российской Федерации не требуется.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "Об аквакультуре"
Принятие федерального закона "Об аквакультуре" потребует внесения изменений в следующие законодательные акты Российской Федерации:
Налоговый кодекс Российской Федерации;
Водный кодекс Российской Федерации;
Федеральный закон "О континентальном шельфе Российской Федерации";
Федеральный закон "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации".
Приостановления или признания утратившими силу федеральных законов не требуется.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.