Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 481684-5 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о мерах по охране технологий в связи с сотрудничеством в области исследования и использования космического пространства в мирных целях и в создании и эксплуатации ракетно-космической и ракетной техники"
Досье на проект федерального закона
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о мерах по охране технологий в связи с сотрудничеством в области исследования и использования космического пространства в мирных целях и в создании и эксплуатации ракетно-космической и ракетной техники, подписанное в г. Москве 11 июня 2009 г. (далее - Соглашение), отвечает национальным интересам Российской Федерации.
Цель Соглашения состоит в создании необходимых политико-правовых и организационных условий для дальнейшего развития обширных кооперационных связей с Украиной в области ракетно-космической промышленности в соответствии с требованиями обеспечения правовой и физической защиты подлежащих вывозу (экспорту) контролируемых изделий и охраны относящихся к ним технологий на территории импортирующего государства, а также несанкционированной передачи и нецелевого использования указанных изделий и технологий иностранным конечным пользователем.
Соглашение с Украиной предусматривает регулирование обращения с охраняемыми изделиями и технологиями на территории государства-импортера на всех фазах сотрудничества. В нем содержится требование к организациям-участникам сотрудничества разрабатывать и выполнять планы защиты технологий, подлежащие утверждению уполномоченными Правительством Российской Федерации органами - Роскосмосом, Минобороны России и ФСТЭК России. Соглашением обеспечивается постоянное сопровождение вывезенных (экспортированных) изделий на территории импортера персоналом от экспортирующей Стороны и безусловный возврат импортером охраняемых изделий экспортеру в случае отзыва им экспортной лицензии.
Предусмотрен механизм, способствующий недопущению необоснованного вмешательства различных государственных служб на территории государства импортирующей Стороны в порядок обращения с ввезенными охраняемыми изделиями и технологиями.
В Соглашении определены нормы, обеспечивающие иммунитет охраняемых изделий и технологий от любых изъятий и исполнительного производства на территории импортирующего государства. Институт конечного использования контролируемой продукции также получил в Соглашении развитие в сравнении с принятой международной контрактной практикой. Предусматривается, что правительство импортирующего государства будет официально подтверждать обязательства своего конечного пользователя не допускать каких-либо несанкционированных экспортером действий в отношении охраняемых изделий и технологий. Имеется в виду, что эта функция, в настоящее время прямо не предусмотренная российским законодательством в области экспортного контроля, будет со стороны Правительства Российской Федерации осуществляться Федеральным космическим агентством.
Применительно к случаям вывоза (с согласия первоначального экспортера охраняемых изделий и технологий) совместно произведенной продукции в третьи страны предусмотрено, что реэкспортирующая Сторона должна будет договариваться с их правительствами по вопросам защиты охраняемых изделий и технологий на условиях, сопоставимых с требованиями российско-украинского Соглашения. Это общее положение в практическом плане подкреплено нормами, в соответствии с которыми в случае, когда такие договоренности с третьими странами не будут, по мнению первоначального экспортера, должным образом отражать условия и процедуры обращения с поставляемыми им изделиями и технологиями, он сможет на законных основаниях приостановить действие или отозвать собственную экспортную лицензию и задействовать механизм неотложного возвращения ему такой контролируемой продукции.
Наличие официального текста Соглашения также на английском языке в максимальной степени облегчит и упорядочит договорную практику России и Украины как потенциальных реэкспортеров с третьими странами.
В соответствии с подпунктами "а" и "г" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" Соглашение подлежит ратификации, поскольку содержит иные правила, чем предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации, в части, касающейся положений о распространении на охраняемые изделия и технологии иммунитета от применения мер предварительного обеспечения иска и мер в рамках исполнительного производства, а также с учетом того, что оно затрагивает вопросы обороноспособности Российской Федерации.
Реализация Соглашения не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Расходы, связанные с созданием (обустройством) защищенных зон для работы с охраняемыми российскими изделиями и технологиями и их постоянным сопровождением на территории государства импортирующей Стороны, будут нести участники совместной деятельности.
Предусмотренная Соглашением деятельность российских представителей, связанная с сопровождением работ по исполнению его положений, будет обеспечиваться по линии заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, назначенных Правительством Российской Федерации для целей Соглашения в качестве уполномоченных (Роскосмос, Минобороны России и ФСТЭК России). При этом расходы по командированию их представителей будут нести направляющие организации за счет и в пределах сметы расходов на их текущее содержание. Остальные затраты, связанные, в частности, с маркировкой и транспортировкой охраняемых российских изделий и технологий, будут покрываться участниками совместной деятельности.
Принятие федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины о мерах по охране технологий в связи с сотрудничеством в области исследования и использования космического пространства в мирных целях и в создании и эксплуатации ракетно-космической и ракетной техники" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.