Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 489606-5 "О внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации "О минимальном размере оплаты труда" и статью 16 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время статья 3 Закона Российской Федерации "О минимальном размере оплаты труда" (далее - Закон Российской Федерации) устанавливает, что студенты и учащиеся федеральных государственных образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, обучающиеся по очной форме и получающие образование за счет средств федерального бюджета (далее - студенты и учащиеся начального и среднего профессионального образования), обеспечиваются стипендиями в размере 400 рублей.
В свою очередь статья 16 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (далее - Федеральный закон) устанавливает, что студенты федеральных государственных высших учебных заведений, обучающиеся по очной форме обучения и получающие образование за счет средств федерального бюджета (студенты федеральных государственных высших учебных заведений), обеспечиваются стипендиями в размере 1100 рублей.
Последнее повышение стипендий состоялось более двух лет назад. Для студентов и учащихся начальных и средних профессиональных образовательных учреждений оно составило всего 85 рублей (с 315 до 400), а для студентов федеральных государственных высших учебных заведений - 200 рублей (с 900 до 1100).
Учитывая, что минимальный размер оплаты труда в настоящее время составляет 4330 рублей, а прожиточный минимум в целом по России составляет 4780 рублей (от 3435 рублей в Республике Ингушетия до 10315 рублей в Чукотском автономном округе), подобные размеры стипендий для учащихся и студентов, обучающихся по очной форме обучения, смехотворно малы.
Для студентов и учащихся начальных и средних профессиональных образовательных учреждений стипендия равна всего 9 % от минимального размера оплаты труда, а для студентов федеральных государственных высших учебных заведений - 25 %. А если исходить из прожиточного минимума, то и того меньше.
В этой связи необходимо вспомнить первую редакцию Закона Российской Федерации, в которой предписывалось выплачивать стипендии студентам федеральных государственных высших учебных заведений в размере не менее 80 % от минимального размера оплаты труда, а студентам и учащимся начальных и средних профессиональных образовательных учреждений - не менее 70 %. Действующие в настоящий момент размеры стипендий далеко отстали от изначально верно заложенной правовой нормы.
Учитывая то, что речь идет об учащихся и студентах, обучающихся по очной форме и не имеющих возможность зарабатывать, как это могут вечерники или заочники, законопроект предлагает создать правовые условия для повышения размера стипендий учащихся и студентов очной формы обучения, получающих образование в федеральных государственных образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования за счет средств федерального бюджета, и повысить размер стипендий в несколько раз.
Принятие данного законопроекта позволит улучшить условия финансового обеспечения учащихся и студентов федеральных государственных учебных заведений начального, среднего и высшего профессионального образования.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятия в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации "О минимальном размере оплаты труда" и статью 16 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации "О минимальном размере оплаты труда" и статью 16 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации "О минимальном размере оплаты труда" и статью 16 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 3 Закона Российской Федерации "О минимальном размере оплаты труда" и статью 16 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.
В настоящее время на очных отделениях в государственных и муниципальных высших учебных заведениях обучается около 3 млн. студентов, в государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования - около 1,5 млн. человек, в государственных образовательных учреждениях начального профессионального образования - около 1 млн. человек.
Исходя из общей численности студентов и учащихся начальных и средних профессиональных образовательных учреждений и студентов федеральных государственных высших учебных заведений, обучающихся по очной форме, общая сумма дополнительных расходов на повышение стипендий указанным категориям учащихся может составить около 13,5 млрд. рублей.
Данные финансовые затраты можно покрыть за счет средств Резервного фонда, призванного обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств. На декабрь 2010 года совокупный объем средств Резервного фонда составлял 1 279,85 млрд. рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.