Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области формирования и реализации государственной научно-технической политики"
Досье на проект федерального закона
Мировой и российский опыт показывает, что эффективное решение задачи развития науки, коммерциализации результатов научных исследований и инновационного развития экономики страны возможно только при совместном участии органов государственной власти федерального и регионального уровней.
Конституцией Российской Федерации (пункт "е", статья 72) вопросы науки отнесены к предметам совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Развивая эти положения, законодатели в Федеральном законе "О науке и государственной научно-технической политике" от 23.08.1996 года N 127-ФЗ в редакции до 2004 года, конкретизировали предметы ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере науки, а также предметы их совместного ведения. Это явилось основанием для решения целого ряда вопросов реализации государственной научно-технической политики. Однако в 2004 году из Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" фактически были исключены пункты 2 и 3 статьи 12, устанавливавшие полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а также полномочия совместного ведения в сфере науки органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Правоприменительная практика доказала, что данная новация законодателей негативно повлияла как на процесс законотворчества в ряде регионов, так и на участие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в развитии потенциала региональных научных формирований и использования их результатов в решении вопросов социально-экономического развития, о чем свидетельствуют многочисленные обращения в Государственную Думу субъектов Российской Федерации.
В 2005 году был принят Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" от 31 декабря 2005 года N 199-ФЗ, который законодательно определил полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в целом ряде сфер деятельности, однако при этом не были внесены соответствующие изменения в Федеральный закон "О науке и государственной научно-технической политике".
Законопроект реализует решения Совета Безопасности Российской Федерации, Президиума Государственного совета Российской Федерации и Совета при Президенте Российской Федерации по науке и высоким технологиям от 20 марта 2002 г.: по совершенствованию взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации при планировании и осуществлении научной, научно-технической и инновационной деятельности и использовании ее результатов; по повышению эффективности деятельности федеральных, межрегиональных и региональных фондов научного, научно-технического и технологического развития в целях реализации Приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и важнейших инновационных проектов.
Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области формирования и реализации государственной научно-технической политики" направлен на достижение оптимального баланса разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере науки и по отдельным вопросам инновационной деятельности.
Законопроект предусматривает внесение изменений в следующие законодательные акты Российской Федерации:
- В статью 12 Федерального закона 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике";
- В статью 16 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "В статью 16.1"
- В статью 26 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "В статью 26.3"
В частности, проект федерального закона предусматривает введение пунктов 2.1 и 5, и новую редакцию пункта 3 статьи 12 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" (полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации): вопросы совместного ведения органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации и форма их взаимодействия изложены в пунктах 2.1 и 3; вопросы ведения органов государственной власти субъектов Российской Федерации изложены в пункте 5. Одновременно вносится дополнение в пункт 10 статьи 16 "Права органов местного самоуправления городского округа на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения городского округа" Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", предусматривающего создание условий для осуществления и финансирования инновационной деятельности; а также в подпункт 53 части 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которого к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации относится решение вопросов реализации региональной научно-технической и инновационной политики.
Введение в действие законопроекта явится основой дальнейшего развития процесса правового обеспечения научной, научно-технической и инновационной деятельности, будет способствовать активизации участия субъектов Российской Федерации в решении задач государственной научно-технической политики, развитию инновационной системы и не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
федеральных законов Российской Федерации, подлежащих изменению в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области формирования и реализации государственной научно-технической политики"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области формирования и реализации государственной научно-технической политики" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области формирования и реализации государственной научно-технической политики"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области формирования и реализации государственной научно-технической политики" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.