Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 479724-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием организации дорожного движения"
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием организации дорожного движения" (далее - Проект) предлагается внести изменения в Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, а также Градостроительный кодекс Российской Федерации в целях оптимизации организации дорожного движения в населенных пунктах, обеспечения законодательной основы для создания парковочных мест, ужесточения административной ответственности владельцев транспортных средств за нарушения Правил дорожного движения.
Статьями 1 и 4 Проекта предлагается устранить коллизию между Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" и Федеральным законом "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части введения временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам, расширить полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по введению указанных ограничений.
В настоящее время основания введения временных ограничения или прекращения движения транспортных средств установлены статьей 30 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которая не позволяет субъектам Российской Федерации их расширять.
При этом порядок введения указанных ограничений вне зависимости от того, кто является собственником дорог, устанавливается Министерством транспорта России. Данное регулирование входит в противоречие со статьей 14 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", согласно которой основания временных ограничения или прекращения движения транспортных средств на дорогах устанавливаются среди прочего нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации указал, что положения Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" имеют приоритет над положениями Федерального закона "О безопасности дорожного движения" по данному вопросу и, следовательно, субъекты Российской Федерации не вправе расширять основания введения временных ограничений или прекращения движения транспортных средств (Определение от 03.09.2008 N Г58-Г08-11).
Следовательно, в данный момент действует весьма жесткий режим введения временных ограничений или прекращения движения по дорогам, который не предоставляет органам государственной власти субъектов Российской Федерации права регулировать данный вопрос своими нормативными правовыми актами. При этом не учитывается, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, в собственности которых, как правило, находится большая часть дорог в населенных пунктах, несут ответственность за организацию движения на указанных дорогах, в том числе в части повышения их пропускной способности. Одним из инструментов достижения указанных целей являются временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по дорогам. Однако среди названных статьей 30 Закона об автомобильных дорогах оснований данные основания не указаны.
В связи с этим предлагается дать возможность субъектам Российской Федерации устанавливать в отношении автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения в границах населенных пунктов, в том числе в целях повышения их пропускной способности, законами субъектов Российской Федерации дополнительные основания введения временных ограничения или прекращения движения транспортных средств. При этом порядок введения указанных ограничений будет определяться высшим исполнительным органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
Статьями 1 и 3 Проекта предлагается закрепить в федеральном законодательстве положения, позволяющие органам государственной власти и органам местного самоуправления на легальных основаниях создавать парковки (парковочные места) для транспортных средств, определять порядок пользования ими.
Автомобильные парковки как специально оборудованные места для стоянки автомобилей могли бы облегчить решение транспортной проблемы, позволить органам государственной власти и органам местного самоуправления создавать необходимые условия для цивилизованной стоянки транспортных средств, принадлежащих гражданам или организациям. В связи с этим предлагается закрепить в федеральном законодательстве понятие "парковка (парковочное место)", установить, что схемы организации улично-дорожной сети, являющиеся одним из документов по планировке территории, могут предусматривать схемы размещения парковок (парковочных мест) и отнести полномочия по созданию и обеспечению функционирования парковочных мест, в том числе в части определения платности пользования ими, к компетенции собственников соответствующих дорог.
Статьей 2 Проекта предлагается внести ряд изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", предусматривающих:
1) расширение возможностей использования для привлечения к административной ответственности специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи (в части привлечения к ответственности за административные правонарушения в области благоустройства территории, связанные с нарушением правил остановки или стоянки транспортных средств, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации);
2) ужесточение административной ответственности владельцев транспортных средств за нарушения Правил дорожного движения в части нарушения правил остановки или стоянки транспортных средств, несоблюдения требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги, движения по полосе, предназначенной для движения маршрутных транспортных средств, нарушения правил движения в жилых зонах);
3) уточнение редакции статьи 27.13 Кодекса, устанавливающей порядок задержания транспортного средства, запрещение его эксплуатации, в том числе возложение на владельца транспортных средств обязанности оплачивать расходы, связанные с перемещением и хранением транспортных средств на ближайших специально отведенных охраняемых местах (на специализированных стоянках).
Данные изменения обусловлены тем, что в настоящее время транспортная проблема стоит наиболее остро, и нарушения Правил дорожного движения представляют высокую опасность для эффективной организации дорожного движения и являются одной из главных причин образования дорожных заторов (пробок). К тому же установленный в настоящее время незначительный размер административного штрафа за ряд правонарушений в области дорожного движения не создает необходимых стимулов для соблюдения Правил дорожного движения, использования специально оборудованных мест для парковки транспортных средств. Кроме этого, на решение указанных проблем направлены изменения, расширяющие возможности использования специальных технических средств для фиксации административных правонарушений, а также снимающие с бюджетов субъектов Российской Федерации обязанности по финансированию помещения и хранения в течение первых суток транспортных средств на специализированных стоянках.
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием организации дорожного движения"
Для реализации Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием организации дорожного движения" не потребуется дополнительного финансирования из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием организации дорожного движения"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием организации дорожного движения" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия законов и иных нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.