Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 491326-5 "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручений Правительства Российской Федерации от 30 июня 2009 г. N СИ-П9-3628 и от 25 сентября 2009 г. N СИ-П9-5454.
Целью законопроекта является приведение в соответствие отдельных норм Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о морских портах) положениям Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
Частью 4 статьи 15 Закона о морских портах предусматривается разработка акта (постановления) Правительства Российской Федерации об утверждении порядка охраны объектов инфраструктуры морского порта.
Вместе с тем Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" комплексно подходит к вопросу обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и не содержит отдельных положений, предусматривающих специальные процедуры относительно охраны объектов инфраструктуры морского порта, т.к. охрана объектов инфраструктуры морского порта выступает лишь одним из элементов обеспечения транспортной безопасности.
В этой связи предлагается в части 4 статьи 15 Закона о морских портах исключить отсылку к актам Правительства Российской Федерации.
Изменение редакции части 5 статьи 15 Закона о морских портах обусловлено тем, что мероприятия по охране границ морского порта являются одним из элементов обеспечения транспортной безопасности при реализации плана обеспечения транспортной безопасности морского порта. Порядок совершения определенных действий при осуществлении охраны границ морского порта отражается в плане обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры. В свою очередь план обеспечения транспортной безопасности морского порта разрабатывается на основании результатов проведенной оценки уязвимости морского порта.
Исходя из смысла статьи 5 Закона о морских портах, территория морского порта представляет собой совокупность определенного участка суши и водного пространства. Также следует отметить, что морской порт, как единое целое, не является субъектом транспортной инфраструктуры (юридическим лицом), и, следовательно, нормативно не определен субъект, ответственный за обеспечение транспортной безопасности, в том числе за охрану границ морского порта, и также не определен источник финансирования охраны морского порта. На этом основании представляется, что обеспечение нормального функционирования морского порта, как единой транспортной системы, может быть реализовано, в том числе при надлежащей охране его границ. Выполнение этой задачи достижимо путем охраны границ морского порта на основании договоров силами подразделений ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области транспорта и соответствующих подразделений федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел и (или) организаций, находящиеся в его ведении.
Внесение изменения в часть 6 статьи 15 Закона о морских портах позволит Минтрансу России, по согласованию с МВД России, в определенном законодательством порядке устанавливать перечни морских портов, охрану границ которых будут осуществлять подразделения ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти в области транспорта, соответствующие подразделения федерального органа исполнительной власти в области внутренних дел и (или) организации, находящиеся в его ведении.
Разработка и последующее утверждение указанных перечней морских портов нормативным правовым актом в виде приказа Минтранса России позволит ускорить порядок его принятия, а также, в случае необходимости, оперативно вносить в него соответствующие изменения при открытии или закрытии морского порта для оказания услуг.
Кроме того, на практике аналогичные по сути отношения в области охраны гидротехнических сооружений и средств навигационного оборудования уже урегулированы постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2005 г. N 690. Так, согласно пункту 3 Положения об охране гидротехнических сооружений и навигационных средств, утвержденного указанным постановлением Правительства Российской Федерации, разграничение подлежащих охране объектов между соответствующими подразделениями ведомственной охраны Минтранса России и органов внутренних дел осуществляются на основании совместных актов Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства транспорта Российской Федерации.
Таким образом, предложенная редакция части 6 статьи 15 Закона о морских портах позволит гармонизировать действующее законодательство и обеспечит его единообразное применение.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребуют дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 15 федерального закона "О морских портах в российской федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 15 Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не повлечет за собой внесения изменений в акты федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.