Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 3. Виды государственной поддержки инновационной деятельности и формы ее реализации
§ 1. Государственная финансовая поддержка инновационной деятельности
Статья 15. Формы государственной финансовой поддержки инновационной деятельности
1. Государственная финансовая поддержки субъектам инновационной деятельности может оказываться в форме субсидии за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее - бюджетные субсидии), в том числе в целях предоставления грантов, государственных гарантий по кредитным обязательствам субъектов инновационной деятельности, и в иных предусматриваемых нормативными правовыми актами Российской Федерации формах.
2. Финансовая поддержка субъектам инновационной деятельности оказывается государством в лице исполнительных органов государственной власти в пределах их компетенции, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в лице уполномоченных на оказание такой помощи государственных организаций, в частности наделенных правами главного распорядителя бюджетных средств (государственные академии наук, государственные корпорации и других).
3. Финансовая поддержка субъектов инновационной деятельности и субъектов инновационной инфраструктуры на территории муниципального образования, признанного в законодательном порядке наукоградом, может предоставляться из федерального бюджета в форме межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации для предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам наукоградов в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Статья 16. Государственная поддержка в форме предоставления бюджетных субсидий субъектам инновационной деятельности
1. Бюджетные субсидии могут предоставляться субъектам инновационной деятельности на условиях софинансирования расходов по уплате процентов по кредитам субъектов инновационной деятельности в кредитных организациях.
2. Бюджетные субсидии предоставляются в целях возмещения части затрат (расходов), направленных на приобретение основных средств, непосредственно используемых для производства инновационной продукции.
3. При приобретении основных средств, непосредственно используемых для производства инновационной продукции на сумму _ миллионов рублей и более, субъекты инновационной деятельности вправе получить субсидию в размере _процентов от расходов на приобретение основных средств.
4. Критериями отбора субъектов инновационной деятельности, претендующих на получение бюджетных субсидий являются следующие показатели:
1) доля расходов на исследования и разработки по созданию инновационной продукции (товаров, работ, услуг) в общих расходах (признанных расходах);
2) процентное соотношение дохода от реализации инновационной продукции собственного производства с общим доходом субъекта инновационной деятельности подтвержденным налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций.
5. Субъект, осуществляющий инновационную деятельность, не вправе получить более одной бюджетной субсидии в качестве финансовой поддержки каждого инновационного проекта.
6. Порядок предоставления бюджетный субсидий устанавливается федеральным законом (в случае предоставления субсидий за счет средств федерального бюджета); законами субъектов Российской Федерации (в случае предоставления субсидий за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации) и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами.
7. Критерии оценки эффективности вложения средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при предоставлении бюджетных субсидий субъектам инновационной деятельности определяются Правительством Российской Федерации.
Статья 17. Использование государственных гарантий в целях поддержки субъектов инновационной деятельности
1. Государство может выдавать банкам и иным кредитным организациям государственные гарантии в качестве обеспечения исполнения субъектом инновационной деятельности обязательства по возврату кредита, предоставленного ему на цели реализации инновационного проекта. Государственная гарантия предоставляется в случаях, в порядке, и на условиях, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
2. В силу государственной гарантии государство обязуется возместить кредитору субъекта инновационной деятельности реальный ущерб в пределах установленной в этой гарантии суммы.
3. Банк, иная кредитная организация, в пользу которой предоставлена государственная гарантия, обязана осуществлять контроль целевого использования суммы кредита при реализации инновационного проекта субъектом инновационной деятельности.
Статья 18. Государственная финансовая поддержка безвозмездного инвестирования субъектов инновационной деятельности (инновационное меценатство)
1. Государство создает специальный налоговый режим для лиц, осуществляющих безвозмездное инвестирование собственных средств в инновационную деятельность. Основания и порядок пользования специальным налоговым режимом для данной категории лиц устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации.
2. Государственная финансовая поддержка безвозмездного инвестирования субъектов инновационной деятельности может осуществляться в виде беспроцентного кредитования инновационной деятельности или кредитования под льготные процентные ставки.
§ 2. Налоговое и таможенное стимулирование инновационной деятельности
Статья 19. Использование инновационного налогового кредита
1. Под инновационным налоговым кредитом понимается такое изменение срока уплаты налога, при котором для субъектов инновационной деятельности, являющихся налогоплательщиками соответствующего налога, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных размерах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов, либо без таковых.
2. Инновационный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль организации, а также по региональным и местным налогам. Основания и порядок предоставления налогового кредита устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации.
3. Инновационный налоговый кредит может быть предоставлен субъектам малого предпринимательства и другим налогоплательщикам, перешедшим на специальные налоговые режимы. Упрощенная система налогообложения, система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей, система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.
4. Для субъектов инновационной деятельности, успешно внедривших результаты научной и научно-технической деятельности и начавших выпуск инновационной продукции с перспективой получения доходов в будущем, отменяется режим полного или частичного возврата сумм инновационного налогового кредита и начисленных процентов, либо только начисленных процентов. Порядок отмены данного режима устанавливается в Налоговом кодексе Российской Федерации.
5. При решении вопроса о возврате или частичном возврате сумм инновационного налогового кредита и начисленных процентов, либо только начисленных процентов, учитывается вид инновационной деятельности, послужившей источником получения прибыли, с применением принципа экономической сущности в отношении аффилированных лиц и проверкой наличия реального экономического эффекта. Порядок возврата сумм инновационного налогового кредита устанавливается в Налоговом кодексе Российской Федерации.
Статья 20. Освобождение от налогообложения
1. Субъекты инновационной деятельности могут освобождаться от уплаты налогов на ввозимую ими на таможенную территорию Российской Федерации продукцию (товары), необходимую для осуществления инновационной деятельности. Основания и порядок освобождения субъектов инновационной деятельности от налогообложения устанавливаются в Налоговом кодексе Российской Федерации.
2. Освобождение от налогообложения в соответствии с положениями настоящей статьи не применяется при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров.
Статья 21. Таможенное стимулирование инновационной деятельности
1. Таможенное стимулирование инновационной деятельности осуществляется путем таможенного оформления российских инновационных товаров, вывозимых за пределы таможенной территории Российской Федерации, осуществляемым в порядке и по технологиям, определяемым федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, обеспечивающим короткие сроки и минимальные затраты декларантов на совершение таможенных формальностей.
2. Таможенные органы оказывают содействие декларантам российских инновационных товаров при производстве таможенного оформления в формах, не запрещенных Таможенным кодексом Российской Федерации и иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. При производстве таможенного оформления российских инновационных товаров, вывозимых за пределы таможенной территории Российской Федерации, в таможенные органы представляются только те документы и сведения, которые необходимы для удостоверения факта вывоза товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки налога на добавленную стоимость 0 процентов, идентификации товаров и внешнеэкономической сделки для целей валютного контроля и соблюдения запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, а также соблюдения условий таможенных режимов. Перечень таких документов определяется Таможенным кодексом Российской Федерации.
Статья 22. Использование тарифных льгот (тарифные преференции)
1. Государство может предоставлять субъектам инновационной деятельности тарифные льготы (тарифные преференции), под которыми понимается возврат ранее уплаченной пошлины, освобождения от оплаты пошлиной, снижения ставки пошлины, установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товара, предназначенного для осуществления инновационной деятельности.
2. Тарифные льготы (тарифные преференции) предоставляются Российской Федерацией на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации государственной инновационной и торговой политики Российской Федерации.
3. Тарифная льгота определяет льготный порядок налогообложения в связи с взиманием только таможенной пошлины, ставка которой устанавливается в соответствии с таможенным тарифом.
4. Условием применения тарифных льгот является целевое использование льготируемой инновационной продукции (товара). Иные условия и порядок предоставления тарифных преференций устанавливается Законом Российской Федерации от 21 мая 1993 года N 5003-I "О таможенном тарифе".
5. Контроль за целевым использованием такой продукции (товара) обеспечивается механизмом их условного выпуска, установленного в Таможенном кодексе Российской Федерации.
§ 3. Государственная организационно-правовая поддержка инновационной деятельности
Статья 23. Формы государственной организационно-правовой поддержки инновационной деятельности
1. К формам государственной организационно-правовой поддержки инновационной деятельности относятся:
1) разработка и утверждение в установленном порядке приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации, перечня критических технологий федерального уровня, прогнозов технологического развития Российской Федерации, обеспечение их инновационной направленности;
2) разработка и реализация за счет средств бюджета федеральных и региональных программ и проектов инновационной направленности, обеспечение разработки и реализации отраслевых (ведомственных) программ инновационной направленности;
3) участие государства в продвижении инновационной продукции на внутренний рынок путем размещения государственных заказов и закупки инновационной продукции для государственных нужд;
4) создание и содействие созданию субъектов инновационной деятельности, субъектов инновационной инфраструктуры, государственных институтов развития инновационной направленности;
5) создание организационных и правовых условий для ресурсного обеспечения инновационной деятельности, в том числе обеспечение инновационной деятельности государственными информационными ресурсами, а также подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, осуществляющих инновационную деятельность, подготовка специалистов по инновационному менеджменту за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
6) охрана прав и законных интересов авторов результатов научной и/или научно-технической деятельности и иных правообладателей;
7) техническое регулирование в интересах технологического перевооружения производства на основе отечественных и зарубежных результатов научной и научно-технической деятельности;
8) организация международного сотрудничества и внешнеэкономической деятельности в инновационной сфере, содействие реализации отечественной инновационной продукции за рубежом;
9) иные организационно-правовые формы государственной поддержки инновационной деятельности, не противоречащие законодательству Российской Федерации.
2. В целях развития инновационной деятельности в Российской Федерации государственная организационно-правовая поддержка инновационной деятельности осуществляется путем использования существующих и создания специальных организационных механизмов, а государственная правовая поддержка инновационной деятельности - путем принятия в установленном порядке законов и иных нормативных правовых актов.
Статья 24. Федеральный инновационный фонд России
1. В целях развития инновационной деятельности в Российской Федерации, в том числе для оказания финансовой поддержки субъектам инновационной деятельности на основе государственно-частного партнерства, Правительство Российской Федерации выступает инициатором и организатором Федерального инновационного фонда России, который учреждается совместно Правительством Российской Федерации и частными инвесторами. Федеральный инновационный фонд России призван аккумулировать финансовые ресурсы из различных, не запрещенных законом, источников, которые могут расходоваться исключительно на стимулирование создания результатов научной и научно-технической деятельности, приобретение прав на них в целях их дальнейшей передачи для использования производителям инновационной продукции, на обеспечение правовой охраны результатов научной и научно-технической деятельности в России и за рубежом, для поддержки субъектов инновационной деятельности и субъектов инновационной инфраструктуры, проведение мероприятий, способствующих продвижению российских научных и научно-технических достижений и инновационной продукции на российский и международные рынки, в частности, путем проведения научных, научно-практических конференций и образовательных семинаров, выставок, ярмарок и конкурсов.
2. Федеральный инновационный фонд России является некоммерческой организацией, организационно-правовая форма которой определяется его учредителями в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
3. В качестве соучредителей Федерального инновационного фонда России наряду с Правительством Российской Федерации выступают:
1) специализированные инвестиционные государственные организации;
2) банки и другие кредитные организации;
3) иные российские инвесторы;
4) иностранные инвесторы.
4. Соучредителями Федерального инновационного фонда России могут выступать органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
5. Структура Федерального инновационного фонда России включает в себя региональные отделения, создаваемые на территории субъектов Российской Федерации.
6. Органы управления Федерального инновационного фонда России осуществляют свои функции с учетом интересов каждого из инвесторов и общей цели организации.
Статья 25. Участие государственных фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности в оказании государственной поддержки инновационной деятельности
1. Для предоставления финансовой и иной поддержки субъектам инновационной деятельности в форме инновационных грантов государство привлекает государственные фонды государственной поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, наделяя их соответствующими правами, в том числе правом проведения государственного конкурса инновационных проектов.
2. Государственные фонды поддержки научной и (или) научно-технической деятельности вправе оказывать поддержку инновационной деятельности в форме инновационных грантов - денежных средств, передаваемых безвозмездно и безвозвратно субъектам инновационной деятельности на условиях, предусмотренных грантодателями для:
1) осуществления инновационного проекта;
2) подготовки технико-экономического обоснования инновационного проекта;
3) патентования (государственной регистрации) результатов научной и научно-технической деятельности в иностранных государствах и (или) международных патентных организациях и сертификации инновационной продукции;
4) выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;
5) приобретения права на использование инноваций по гражданско-правовому договору.
3. Инновационные гранты предоставляются на конкурсной основе в порядке, утвержденном Правительством Российской Федерации.
4. Предоставление инновационных грантов осуществляется на основании гражданско-правового договора, который заключается между устроителем конкурса на получение гранта и субъектом инновационной деятельности, получившим право на получение гранта по итогам конкурса.
5. Предоставление грантов в соответствии с пунктом 2 части 2 настоящей статьи производится по результатам государственной научно-технической экспертизы.
6. Инновационный грант на патентование результатов научной и научно-технической деятельности в иностранных государствах и (или) международных патентных организациях и сертификацию инновационной продукции предоставляется лицу, обладающему правами на получение охранных документов.
7. Грант на приобретение прав на использование результатов научной и (или) научно-технической деятельности предоставляется при условии обязательного внедрения грантополучателем результатов научной и/или научно-технической деятельности в течение срока, определяемого договором о предоставлении гранта, с представлением периодических отчетов в уполномоченный орган о мерах, принятых по внедрению технологий.
Статья 26. Использование государственных целевых программ в целях развития инновационной деятельности
1. При разработке, принятии и реализации государственных целевых программ учитываются потребности развития инновационной деятельности.
Поддержка субъектов инновационной деятельности может осуществляться в рамках принимаемых органами государственной власти Российской Федерации или органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственных целевых инновационных программ.
2. Государственная целевая инновационная программа включает в себя комплекс организационных мероприятий, согласованный по ресурсам, исполнителям и срокам их осуществления и обеспечивающий эффективное решение задач по развитию инновационной деятельности и ее стимулированию на территории Российской Федерации или ее отдельных регионов применительно к определенной отрасли экономики.
3. В федеральную целевую инновационную программу включается перечень мероприятий, направленных на реализацию государственной поддержки инновационной деятельности на очередной финансовый год, и выделяемые под них объемы финансовых ресурсов, мероприятия по развитию инновационной инфраструктуры.
4. Проект федеральной целевой инновационной программы на очередной финансовый год разрабатывается органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации в сфере развития и реализации государственной поддержки инновационной деятельности, и утверждается Правительством Российской Федерации не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.
5. Для оказания государственной поддержки в государственных целевых инновационных программах могут выделяться специальные целевые группы субъектов инновационной деятельности:
1) производящие товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта;
2) осуществляющие разработку и освоение ресурсосберегающих, экологически чистых технологий производства;
3) иные группы субъектов инновационной деятельности.
6. Федеральные органы исполнительной власти вправе направлять средства федерального бюджета, предусмотренные на поддержку инновационной деятельности, в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты.
7. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе направлять средства своих бюджетов, предусмотренные на поддержку инновационной деятельности, в местные бюджеты.
8. Порядок подготовки, принятия и реализации государственных целевых инновационных программ устанавливается соответственно федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации по науке и инновациям, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Статья 27. Организация государством конкурсного отбора инновационных проектов
1. Если получение государственной поддержки обусловлено победой на конкурсе инновационного проекта, федеральный орган исполнительной власти по науке и инновациям вправе уполномочить физическое или юридическое лицо на организацию и проведение такого конкурса при условии предварительного выделения средств на финансирование затрат на проведение такого конкурса и предоставления устроителем конкурса отчета в расходовании этих средств в сроки и в порядке, которые установлены законом, иными нормативными правовыми актами и распоряжением об уполномочии.
2. Специальное полномочие федерального органа исполнительной власти по науке и инновациям на организацию и проведение такого конкурса не требуется Федеральному инновационному фонду России, государственным академиям наук, государственным фондам поддержки научной и (или) научно-технической деятельности, специализированным фондам государственной поддержки, государственным корпорациям.
Статья 28. Инновационная направленность государственного или муниципального заказа на создание результатов научной и научно-технической деятельности, выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, поставку инновационной продукции.
1. При формировании и размещении государственного или муниципального заказа на создание результатов научной и научно-технической деятельности, выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, поставку инновационной продукции учитывается их инновационная направленность. В этих целях:
1) государственный заказ размещается с учетом показателей, позволяющих оценить потенциальные возможности полученных результатов непосредственно для производства инновационной продукции;
2) условие о цене не должно доминировать над условиями, определяющими инновационное качество результата, полученного при выполнении или в связи с выполнением размещаемых государственных или муниципальных заказов;
3) государственный или муниципальный заказ размещается с учетом того, что исполнители должны отвечать требованиям, предъявляемым к субъектам научной, научно-технической или инновационной деятельности. Субъект научной или научно-технической деятельности вправе выдвигать на конкурс альтернативные предложения при условии, что каждый из них подготовлен разными авторами (авторскими коллективами), состоящими в трудовых отношениях с данным субъектом;
4) если по условиям государственного или муниципального контракта право на получение патента или исключительное право на результат научной и/или научно-технической деятельности будет принадлежать государству или муниципальному образованию, государство или муниципальное образование принимают на себя обязательство охранять и использовать эти результаты, в том числе путем включения в условия конкурса и/или контракта наименования государственного или муниципального унитарного предприятиям или учреждением, за которым соответствующее право будет закреплено, или указания, что государство или муниципальное образование предоставят право использования полученного результата этим или иным лицам на основании лицензионных договоров;
5) при прочих равных условиях преимущественное право на заключение государственного или муниципального контракта имеют субъекты инновационной деятельности, чьи товары, работы и услуги обладают наиболее высокими инновационными показателями;
6) для выявления инновационных характеристик результатов научной и научно-технической деятельности или инновационной продукции, возможностей их дальнейшего эффективного использования привлекаются специалисты из соответствующих областей знаний, а также субъекты инновационной деятельности, заинтересованные в использовании результатов, полученных по государственному или муниципальному контракту, при производстве собственной инновационной продукции.
2. Законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных или муниципальных нужд могут предусматриваться и другие условия, направленные на цели развития инновационной деятельности в Российской Федерации.
§ 4. Государственная информационная поддержка инновационной деятельности
Статья 29. Формы государственной информационной поддержки инновационной деятельности
1. Государственная информационная поддержка инновационной деятельности осуществляется в формах:
1) организации государственного учета результатов научно-технической деятельности, объектов интеллектуальной собственности;
2) организации и обеспечения деятельности государственной системы научно-технической информации, иных федеральных и региональных информационных систем, содержащих информацию о результатах научной и научно-технической деятельности, иную информацию, необходимую для осуществления инновационной деятельности;
3) использования информационных технологий для хранения, обмена и предоставления информации об инновационных продуктах - электронных бирж интеллектуальной собственности, электронных площадок для обмена информацией, мультиагентных систем информационной поддержки инновационной деятельности и других современных технологий;
4) поддержки участия и представления результатов научной и научно-технической деятельности, инновационной продукции и инновационных проектов на отечественных и зарубежных выставках, ярмарках, конференциях и иных информационно-рекламных мероприятиях.
2. Государство гарантирует равный доступ субъектов инновационной деятельности к государственным ресурсам научно-технической, патентной и иной информации, необходимой для осуществления процессов инновационной деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.