Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Обоснование необходимости разработки проекта закона и цель его принятия. Государство на уровне политических документов провозгласило инновационный путь развития России, однако в настоящее время отсутствует необходимая для реализации этих планов правовая база. Государство, будучи заинтересовано в развитии инновационной деятельности, не имеет возможности прямого регулирования этих отношений, обязывая предпринимателей внедрять достижения науки и техники в производство товарной продукции и модернизацию средств производства, поскольку такое вмешательство противоречило бы принципам свободы предпринимательства. Государство может достичь желаемого эффекта, воздействуя на этот процесс косвенно - путем экономического стимулирования и государственной поддержки субъектов инновационной деятельности, с одной стороны, а с другой стороны, и создавая невыгодные экономические последствия для тех производителей, которые ориентируются на устаревшие способы производства, использование затратных и малоэффективных технологий, производство неконкурентоспособной продукции.
Такое воздействие должно опираться на правовые нормы позитивной и негативной направленности. Однако, правовые основы для воздействия на инновационный процесс практически отсутствуют.
В настоящее время в России нет норм права, на основании которых государство могло бы стимулировать и поощрять инновационную деятельность. Так, в механизмах налогового и таможенного стимулирования, содержащихся в соответствующих кодексах и имеющих конкретных адресатов, не названы субъекты инновационной деятельности. При размещении государственных и муниципальных заказов не учитывается инновационная направленность заявок. Кроме того, в законе не определены полномочия и функции органов государственной власти и порядок их взаимодействия в области поддержки инновационной деятельности. Последнее особенно важно, учитывая то, что инновационная деятельность предполагает поддержку со стороны органов власти всех уровней - Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, поскольку эта деятельность осуществляется в пределах определенных территорий, например, в наукоградах.
Предмет регулирования закона: отношения по поводу государственной поддержки инновационной деятельности, которые возникают между государством в лице Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, субъектами инновационной деятельности, включая субъектов инновационной инфраструктуры.
Концепция закона включает в себя следующие основные положения, которые нашли в нем нормативное выражение:
1. Государственная поддержка оказывается не всем субъектам инновационной деятельности, а только тем, которые отвечают требованиям, установленным в законе, что предотвращает "уравниловку" и неэффективное использование государственной помощи. При этом основным требованием является осуществление инновационной деятельности на территории Российской Федерации и в основном в приоритетных отраслях экономики.
2. Эта поддержка завершается на этапе создания инновационной продукции. Государственная поддержка на этапе реализации инновационной продукции представляется избыточной. Она, во-первых, существенно увеличит расходы на такую поддержку, а во-вторых, будет искусственно повышать конкурентоспособность инновационной продукции и неоправданно нарушать законы рыночной экономики. Представляется, что на нынешнем, первоначальном этапе целесообразно концентрировать финансовые и организационные возможности государства на поддержке продуктовых и процессных инноваций, а также организационных инноваций, если в их основе лежит ноу-хау (в терминах Руководства Осло). Этот подход также позволяет придать реалистичность и действенность государственной поддержке.
3. Используемое в законе понятие "инновационная деятельность", как собственно и иные понятия, формулируются, исходя из узкого, специального определения этой деятельности. Авторы проекта не ставили цель выработать универсальные определения (понятия), которые могли бы использоваться при регулировании всего комплекса разнородных по своей правовой природе отношений по поводу инноваций, да это и, вряд ли, возможно. Для целей той или другой сфер регулирования такие определения могут наполняться разным содержанием. В целях определения объекта государственной поддержки в законе под инновационной деятельностью понимается деятельность с момента создания результатов научной или научно, технической деятельности (инноваций) до момента выпуска инновационной продукции. Субъектом государственной поддержки является физическое или юридическое лицо при наличии его вклада в создание инновационной продукции, даже если на отдельных промежуточных этапах этой деятельности оно привлекает других лиц по возмездным гражданско-правовым договорам (в частности, НИОКР).
Субъектом государственной поддержки также признается субъект инновационной инфраструктуры.
4. Проводится разграничение между инновационной деятельностью, и иной деятельностью, которая лишь опосредованно может служить целям выпуска инновационной продукции, в частности, по реконструкции и техническому переоснащению предприятия, и в этой связи не признается объектом государственной поддержки.
5. Государственная поддержка инновационной деятельности включает в себя следующие виды, перечень которых является исчерпывающим: финансовая поддержка, налоговое и таможенное стимулирование, организационно-правовая поддержка, информационная поддержка. Эти виды в свою очередь представлены различными формами, перечень которых не исчерпывается в законе. Каждая форма предопределяет специфические способы ее оказания. Такая градация позволяет использовать дифференцированный подход к отдельным категориям субъектов государственной поддержки и использование специальных правовых механизмов при ее оказании, как уже имеющихся в нормах права, так и вновь сформулированных в законе (например, такие как, государственные гарантии, Федеральный фонд государственной поддержки, инновационный проект). В Проекте также формулируются права и обязанности субъектов инновационной деятельности, которым оказывается государственная поддержка, т.е. устанавливаются основы их специального статуса как субъектов государственной поддержки.
6. Каждому виду государственной поддержки или стимулирования соответствуют специальные формы и способы ее оказания. В законе указываются как традиционные формы поддержки и стимулирования (специальные налоговые и таможенные режимы), так и новые (например, государственные гарантии, инновационные гранты).
7. Государственная поддержка опирается на принцип государственно-частного партнерства в этой сфере. Этот же принцип лежит в основе норм, предусматривающих в качестве условия получения государственной помощи обязанность финансировать инновационную деятельность за счет собственных средств (создание инновационного фонда за счет отчислений от прибыли организации), подтверждение инновационной активности.
8. Государственная поддержка предполагает участие в ней Российской Федерации, и субъектов Российской Федерации.
В этой связи в законе устанавливается компетенция органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственной поддержки инновационной деятельности, а также порядок их взаимодействия в этой сфере.
Особенности законодательной техники. В силу комплексного характера предмета данного закона, возможности включения в него норм только прямого действия объективно ограничены. Поэтому в ряде случаев в нем устанавливается правило общего характера с отсылкой в целях дальнейшего развернутого регулирования к другому закону или подзаконному акту (Налоговый Кодекс Российской Федерации, Таможенный Кодекс Российской Федерации, Бюджетный К# Российской Федерации, Гражданский Кодекс Российской Федерации). Отношения, регулирование которых требует периодического пересмотра, а также отношения, регулирование которых входит в компетенцию Правительства Российской Федерации или иного компетентного органа исполнительной власти Российской Федерации, также целесообразно регулировать на основании нормы общего характера с отсылкой к соответствующим актам компетентных органов государственной власти.
Закон является базовым для принятия целого комплекса новых норм. Поэтому в связи с принятием данного закона объективно потребуется внесение изменений в ряд нормативных правовых актов и наделение органов государственной власти специальной компетенцией в этой сфере.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации"
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих изменению:
1. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации";
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ;
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ;
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ;
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. N 14 ФЗ;
6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ;
7. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ;
8. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ;
9. Закон РФ от 21 мая 1993 г. N 5003-1 "О таможенном тарифе"
10. Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике";
11. Федеральный закон от 20 июля 1995 г. N 115-ФЗ "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации";
12. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
13. Федеральный закон от 7 апреля 1999 г. N 70-ФЗ "О статусе наукограда Российской Федерации";
14. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
15. Федеральный закон от 25.02.1999 г. N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капиталовложений";
16. Постановление Правительства РФ от 31.12.1999 г. N 1460 "О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности";
17. Постановление Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. N 158 "Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации";
18. Постановление Правительства РФ от 22 апреля 2009 г. N 340 "Об утверждении Правил формирования, корректировки и реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации и перечня критических технологий Российской Федерации";
19. Устав Российской академии наук, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 19.11.2007 г. N 785 "О Российской академии наук".
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих принятию:
Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении Федеральной программы развития инновационной деятельности".
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О государственной поддержке инновационной деятельности в Российской Федерации" не потребует выделения из федерального бюджета дополнительных бюджетных ассигнований.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.