Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 497835-5 "О внесении изменений в статью 10 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" и в статью 6 Закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с пунктом 4 статьи 50 Закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями.
Однако в последнее время, в ряде субъектов Российской Федерации, в первую очередь, в республиках, принимаются решения о введении в учебных заведениях в качестве обязательного предмета для всех учащихся изучение языков т.н. "титульных наций".
Так, например, в Республике Башкортостан, в Республике Татарстан, в Республике Саха (Якутия) были приняты законы, в соответствии с которыми граждане России, обучающиеся на территории данных республик, помимо русского языка как государственного языка России, обязаны изучать также башкирский, татарский, якутский языки, соответственно. Причем, зачастую это делается в ущерб изучению других предметов или в качестве дополнительной нагрузки.
В других субъектах Российской Федерации (например, в Мордовии) несмотря на то, что законом субъекта Российской Федерации изучение языка "титульной нации", закреплено как факультативный предмет, отдельными школами изучение того или иного языка народа России вводится в качестве обязательного предмета для всех учащихся. По данным фактам нарушения законодательства прокуратурами даже вносятся официальные представления.
Подобные ущемления прав граждан Российской Федерации влекут за собой лишь рост межнациональной напряженности в регионах и вызывают тревогу не только у прокуратуры.
В первую очередь подобные нарушения затрагивают права русских, проживающих в республиках, входящих в состав Российской Федерации, а также представителей других народов России, родным языком для которых является русский язык.
Возможность данных нарушений прав граждан России в определенной степени вызвано пробелами федерального законодательства, которое недостаточно четко регулирует эти отношения в сфере образования.
Данный проект федерального закона предлагает внести в законы Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" и "Об образовании" дополнения, которые бы закрепили возможность установления обязательности изучения того или иного языка народов Российской Федерации только для лиц, для которых он является родным.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятия в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" и в статью 6 Закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" и в статью 6 Закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" и в статью 6 Закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 10 Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации" и в статью 6 Закона Российской Федерации "Об образовании в Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.