Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 497896-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике"
Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен на дальнейшее совершенствование правового регулирования в электроэнергетике с учетом накопленного в течение переходного периода реформирования отрасли опыта.
Предлагаемые к внесению в Федеральный закон "Об электроэнергетике" изменения следующие:
1. Устанавливаются основные требования к основаниям и порядку расчета цен на электрическую энергию и мощность коммерческим оператором оптового рынка электрической энергии и мощности. Предусматривается, что указанные цены рассчитываются коммерческим оператором, исходя из тех сведений об объемах производства и потребления электрической энергии (мощности), которыми он располагает на момент осуществления расчета цены, т.е. в текущем для коммерческого оператора, продавцов и покупателей расчетном периоде. Также определяется, что при расчете текущей цены на электрическую энергию и мощность коммерческим оператором могут использоваться сведения за предыдущие периоды (но не более, чем за три года) об обстоятельствах, имеющих существенное значение для расчета цены и ставшие известными коммерческому оператору только в текущем периоде.
Важнейшей нормой является также запрет на изменение (перерасчет) цена покупки (продажи) и стоимость электрической энергии и мощности, проданных или купленных субъектом оптового рынка в прошлых расчетных периодах.
Предлагаемая поправка восстанавливает существовавшие в прежних редакциях Федерального закона "Об электроэнергетике" правила, исключенные из него в связи с технической ошибкой в тексте принятого Федерального закона от 26 июля 2010 года
2. Законопроектом уточняется, какие именно сведения из множества сформированных коммерческим оператором оптового рынка ценовых показателей могут рассматриваться в качестве официального источника информации о рыночных ценах на электрическую энергию и мощность.
3. Уточняется содержание действий коммерческого оператора оптового рынка при осуществлении им централизованных расчетов на оптовом рынке.
Принятие предлагаемого законопроекта будет способствовать установлению однозначности предъявляемых к субъектам оптового рынка требований, повышению эффективности работы коммерческого оператора оптового рынка, исключит возможность возникновения дополнительных споров между субъектами рынка, не имеющих под собой достаточных правовых оснований.
Законопроект также уточняет положения в части взаимодействия организации по управлению Единой (общероссийской) национальной электрической сетью (ОАО "ФСК ЕЭС") с собственными и иными законными владельцами объектов ЕНЭС.
ОАО "ФСК ЕЭС", заключая и исполняя с иными владельцами объектов ЕНЭС договоры о порядке использования таких объектов, осуществляет не только текущую эксплуатацию этих объектов, но также выполняет реконструкцию объектов и несет соответствующие расходы, которые, в соответствии с нормами Федерального закона "Об электроэнергетике" в действующей редакции, не подлежат возмещению.
Поскольку в рамках существующей законодательной конструкции фактически полностью отсутствуют механизмы, которые бы эффективно стимулировали владельцев объектов ЕНЭС к снижению потерь электрической энергии в принадлежащих им объектах ЕНЭС, предлагаемые к статье 8 Федерального закона "Об электроэнергетике" поправки устраняют пробелы законодательства. Кроме того, вносимые изменения повышает уровень централизации управления объектами ЕНЭС и, соответственно, уровня надежности энергоснабжения путем предоставления ОАО "ФСК ЕЭС" права преимущественного выкупа объектов ЕНЭС у их собственников при продаже ими указанных объектов.
Данный законопроект также устанавливает и уточняет режим тарифного регулирования в неценовых зонах оптового рынка, в том числе для целей осуществления экспорта/импорта электрической энергии и организации параллельной работы ЕЭС России с зарубежными энергосистемами.
В связи с тем, что оплата поставляемой электрической энергии (мощности) в договорах с иностранными государствами осуществляется по фиксированной ставке, переход от регулируемых тарифов к свободным ценам купли-продажи электрической энергии (мощности) для целей технологического обеспечения параллельной работы ЕЭС России и электроэнергетических систем иностранных государств, приводит к возникновению у ОАО "ФСК ЕЭС" значительных выпадающих доходов. Для устранения этого законопроект вносит изменение в пункт 2 статьи 24 Федерального закона "Об электроэнергетике", в соответствии с которым ФСТ России наделяется полномочием по установлению цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), продаваемую (приобретаемую) на оптовом рынке в целях технологического обеспечения совместной работы Единой энергетической системы России и электроэнергетических систем иностранных государств.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике"
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других актов законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике"
Введение в действие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электроэнергетике" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.