Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 493468-5 "О внесении изменений в статью 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проблема загрязнения атмосферного воздуха для городов, являющихся центрами промышленной индустрии, остается по-прежнему актуальной. Учреждениями здравоохранения констатируется сохраняющийся высокий уровень заболеваемости органов дыхания всех возрастных групп населения. Так, например, в городе Челябинске бронхолегочные заболевания диагностированы у 71 процента детей, причем данный показатель не имеет тенденции к снижению.
Одной из основных причин негативного влияния на здоровье человека являются выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Для Челябинской области ситуация также обостряется регулярным наступлением неблагоприятных метеорологических условий, способствующих накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха. В данные периоды наблюдается увеличение количества граждан, обращающихся в медицинские учреждения с жалобами на обострение заболеваний органов дыхания.
Мероприятия по установке оборудования, препятствующего выбросам загрязняющих веществ в атмосферный воздух, осуществляются юридическими лицами в незначительном количестве и не приносят существенного результата по улучшению состояния атмосферного воздуха. Кроме того, постоянно наблюдаются случаи нарушения условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух, неиспользования юридическими лицами установленных сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые приводят к его загрязнению, а также отсутствие стремления у субъектов хозяйственной деятельности выполнять работы по восстановлению неисправного оборудования.
За данные нарушения статьей 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) установлена административная ответственность, в частности:
частью 2 указанной статьи за нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него установлена административная ответственность должностных лиц в виде административного штрафа от трех тысяч до четырех тысяч рублей, юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей;
частью 3 указанной статьи за нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры установлена административная ответственность должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в виде административного штрафа от одной тысячи до двух тысяч рублей, юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Такие незначительные размеры штрафов за административные правонарушения, установленные статьей 8.21 КоАП, приводят к тому, что должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридические лица предпочитают оплатить указанные штрафы взамен выполнения требований природоохранного законодательства.
Так, по данным Министерства по радиационной и экологической безопасности Челябинской области, в 2009 году в соответствии со статьей 8.21 КоАП было вынесено 26 постановлений о привлечении должностных и юридических лиц к административной ответственности, и сумма административных штрафов по ним составила 137 тысяч рублей.
С учетом вышеизложенного законопроектом предлагается усилить административную ответственность за нарушение правил охраны атмосферного воздуха и увеличить размеры административных штрафов за административные правонарушения, предусмотренные частями 2 и 3 статьи 8.21 КоАП, в частности, за правонарушения, предусмотренные:
частью 2 статьи 8.21 КоАП, законопроектом предусматривается административная ответственность должностных лиц в виде административного штрафа от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, юридических лиц - от ста тысяч до одного миллиона рублей;
частью 3 статьи 8.21 КоАП, законопроектом предусматривается административная ответственность должностных лиц и лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в виде административного штрафа от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей, юридических лиц - от пятидесяти тысяч до одного миллиона рублей.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.