Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 495583-5 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и статью 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции"
Досье на проект федерального закона
Федеральным законом от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" (далее - Закон N 217-ФЗ) бюджетным научным или образовательным учреждениям, а также созданным государственными академиями наук научным учреждениям или высшим учебным заведениям предоставлено право создавать хозяйственные общества для практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности, внося в качестве вклада в уставные капиталы таких обществ право использования результатов интеллектуальной деятельности.
Практика применения данного закона показывает, что в большинстве случаев созданные хозяйственные общества размещаются на площадях создавшего их учреждения. Кроме того, в ряде случаев хозяйственные общества для получения практических результатов по внедрению объектов интеллектуальной собственности в хозяйственный оборот должны использовать имеющееся уникальное научное оборудование, находящееся у вуза или научного учреждения на праве оперативного управления.
В то же время установленный частями 1 и 3 статьи 17.1. Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" порядок заключения договора аренды движимого и недвижимого имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным бюджетным учреждениям, не способствует реализации Закона N 217-ФЗ, так как предусматривает необходимость проведения торгов в форме конкурса или аукциона на право заключения этих договоров.
Учитывая, что Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы от 10 февраля 2010 г. N 67, в отношении имущества бюджетных учреждений установлена необходимость проведения аукциона, порядок определения победителя аукциона не позволит созданным хозяйственным обществам успешно конкурировать с другими субъектами гражданского оборота, поскольку первоначальный период их внедренческой деятельности (3 года) не обеспечивает получения необходимых доходов для оплаты аренды на коммерческих условиях.
Частью 1 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлен перечень случаев, в которых проведение торгов на право заключения договора аренды государственного и муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, не требуется.
Кроме этого, частью 4 статьи 53 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" установлено, что до 1 июля 2015 года разрешается заключение на новый срок без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, указанных в частях 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и заключенных до 1 июля 2008 года с субъектами малого или среднего предпринимательства, при условии отсутствия на момент заключения такого договора аренды на новый срок оснований для его досрочного расторжения, предусмотренных гражданским законодательством. Заключение таких договоров аренды возможно на срок не более чем до 1 июля 2015 года.
Учитывая, что создаваемые бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственные общества имеют статус субъектов малого предпринимательства, возникает неравенство в части права на использование государственного и муниципального имущества между уже действующими субъектами малого и среднего предпринимательства и теми хозяйственными обществами, которые только создаются и тем более испытывают потребность в наличии материальной базы для своей эффективной работы по внедрению результатов научно-технической деятельности.
Хозяйственные общества, имеющие аналогичные задачи, могут быть созданы не только бюджетными, но и автономными учреждениями. Это не предусмотрено Законом N 217-ФЗ, однако следует из полномочий автономных учреждений по распоряжению, закрепленным за ними на праве оперативного управления имуществом, предусмотренных статьей 3 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях".
В целях обеспечения недискриминационного подхода в законопроекте предусмотрена аналогичная льгота и в случае передачи недвижимого имущества, закрепленного за автономными учреждениями, в аренду хозяйственным обществам, созданным указанными учреждениями в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности, права на которые принадлежат автономным учреждениям.
Для устранения препятствий в передаче в аренду бюджетными и автономными учреждениями созданным ими хозяйственным обществам имущества, закрепленного за бюджетными и автономными учреждениями на праве оперативного управления, необходимого для практического внедрения результатов интеллектуальной деятельности, и создания равных условий получения указанного имущества в аренду в отношении субъектов малого или среднего предпринимательства, предлагается внести дополнения в Федеральный закон от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" и Федеральный закон от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Порядок определения размера арендной платы, за сдаваемое в аренду государственными научными организациями временно не используемого ими имущества, установлен пунктом 3 статьи 5 Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".
В связи с чем, статьей 1 законопроекта "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и статью 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" внесено дополнение в Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" в части закрепления в нем возможности определения размера арендной платы в ином порядке в случае, установленном законодательством Российской Федерации, что позволит избежать правовой коллизии.
Порядок определения размера арендной платы, за сдаваемое в аренду государственными образовательными учреждениями высшего профессионального образования временно не используемого ими имущества, законодательством Российской Федерации в области высшего и послевузовского профессионального образования, в том числе Федеральным законом от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", не установлен. В этом случае правовой коллизии не возникает и внесение в указанный Федеральный закон дополнений в части закрепления в нем возможности определения размера арендной платы в ином порядке не требуется.
С учетом внесения изменений в Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" статьёй 2 законопроекта, вносящей изменения в Федеральный закон от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции", статью 17.1. указанного закона предлагается дополнить частью 3.1, предусматривающей договоры аренды, заключаемые в отношении в отношении государственного или муниципального имущества, закрепленного на праве оперативного управления за высшими учебными заведениями, являющимися бюджетными или автономными образовательными учреждениями; бюджетными или автономными научными учреждениями, осуществляется без проведения конкурсов или аукционов, в порядке и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации, при одновременном соблюдении следующих требований:
1) арендаторами являются хозяйственные общества - субъекты малого и среднего предпринимательства, учрежденные указанными высшими учебными заведениями или научными учреждениями;
2) деятельность арендаторов заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), права использования которых внесены в качестве вклада в их уставный капитал;
3) установление в договоре аренды запрета на сдачу в субаренду имущества, предоставленного хозяйственному обществу по такому договору аренды, передачу хозяйствующим обществом своих прав и обязанностей по договору аренды другому лицу, предоставления этого имущества в безвозмездное пользование и залога арендных прав.".
При этом, в статью 2 законопроекта включена норма, предусматривающая утверждение Правительством Российской Федерации порядка и условий определения размера арендной платы при сдаче в аренду бюджетными или автономными научными и образовательными учреждениями созданным ими, в том числе, в соответствии с Законом от 2 августа 2009 г. N 217-ФЗ хозяйственным обществам, являющимся субъектами малого или среднего предпринимательства, имущества, в том числе недвижимого, необходимого для практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности.
При разработке указанного порядка планируется использовать подходы по определению размера арендной платы сданного бюджетными или автономными научными и образовательными учреждениями хозяйственным обществам в аренду без права выкупа имущества, в том числе недвижимого, свободного от прав третьих лиц (находящегося в казне), содержащиеся в постановлении Правительства Российской Федерации от 21 августа 2010 г. N 645.
В частности, размер арендной платы сданного бюджетными или автономными научными и образовательными учреждениями хозяйственным обществам в аренду без права выкупа имущества, в том числе недвижимого, определяется договором. При этом договором аренды предусматриваются следующие условия:
а) срок договора аренды составляет 5 лет;
б) арендная плата вносится в следующем порядке:
в первый год аренды - 40 процента размера арендной платы;
во второй год аренды - 60 процентов размера арендной платы;
в третий год аренды - 80 процентов размера арендной платы.
Поскольку первоначальный период внедренческой деятельности (3 года) хозяйственных обществ не обеспечивает получения необходимых доходов для оплаты аренды на коммерческих условиях, указанный льготный порядок определения размера и условий арендной платы за аренду имущества позволит созданным в соответствии с Законом N 217-ФЗ с целью практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности хозяйственным обществам успешно конкурировать с другими субъектами гражданского оборота. При этом предложенный порядок определения размера и условий арендной платы за аренду имущества, закрепленного за бюджетными или автономными научными и образовательными учреждениями на праве оперативного управления, не приведет к формированию выпадающих доходов федерального и муниципального бюджета, так как указанное федеральное и муниципальное имущество является не используемым, то есть не приносящим никакого дохода.
Порядком будет предусмотрено, что если хозяйственное общество до истечения трехлетнего срока со дня заключения договора аренды перестает соответствовать установленным законодательством критериям отнесения к субъектам малого или среднего предпринимательства, и у которого одновременно сохраняется основной профиль деятельности, заключающейся в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), договор аренды с ним не расторгается, но размер арендной платы составляет 100% размера арендной платы, определенного договором аренды.
Также порядком будет предусмотрена обязанность бюджетных или автономных научных и образовательных учреждений уведомлять федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной и научно-технической деятельности, о передаче без права выкупа имущества, в том числе недвижимого, в аренду созданным ими хозяйственным обществам. При этом уведомление о сдаче в аренду имущества, закрепленного за бюджетными или автономными научными и образовательными учреждениями на праве оперативного управления, должно быть направлено бюджетными или автономными научным и образовательным учреждениями в течение семи дней со дня заключения договора аренды имущества бюджетных или автономных учреждений;
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и статью 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" снимает проблемы, с которыми в настоящее время сталкиваются бюджетные учреждения при реализации Закона N 217-ФЗ, и создаст необходимые предпосылки к формированию материальной базы для практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности.
Принятие настоящего проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и статью 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих принятию, изменению, приостановлению или признанию утратившими силу в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и статью 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и статью 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" не потребует разработки, принятия и признания утратившими силу, а также изменения федеральных законов.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и статью 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О науке и государственной научно-технической политике" и статью 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" не потребует выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.