Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "О несостоятельности (банкротстве)" и "Об исполнительном производстве" в части совершенствования процедур, применяемых в деле о банкротстве стратегических организаций"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "О несостоятельности (банкротстве)" и "Об исполнительном производстве" в части совершенствования процедур, применяемых в деле о банкротстве стратегических организаций" (далее - проект) разработан во исполнение пункта 27 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2007 год и пункта 25 Плана действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2007 году положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 - 2008 годы).
Целью проекта является обеспечение сохранения стратегически важных производств, уточнение отдельных положений Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о несостоятельности), касающихся особенностей банкротства стратегических предприятий и организаций (далее - должники).
Проект предусматривает:
изменения в части признаков несостоятельности должников;
совершенствование норм, регулирующих основания и порядок подготовки заключений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего реализацию единой государственной политики в сфере деятельности соответствующего должника (далее - отраслевой орган), предусмотренных Законом о несостоятельности;
определение требований к кандидатуре арбитражного управляющего в деле о банкротстве должника;
уточнение положений, касающихся особенностей оценки и продажи имущества должника в ходе процедур банкротства, в том числе в части права Российской Федерации на преимущественное приобретение имущества должника.
Особое значение имеют положения проекта о реализации мер по предупреждению банкротства стратегических организаций. В число мер по предупреждению банкротства включено осуществление взносов Российской Федерации в уставный капитал (уставный фонд) стратегической организации с целью погашения ее кредиторской задолженности.
Проект, как и действующая редакция, устанавливает, что меры по предупреждению банкротства стратегических организаций осуществляются Правительством Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При реализации указанных мер Правительством Российской Федерации должна быть обеспечена однократность применяемых мер государственной поддержки, так как дублирование осуществляемых Правительством Российской Федерации мер по предупреждению банкротства не способствует созданию организациями эффективного производства, а также эффективному использованию средств федерального бюджета.
Представляется целесообразным повысить роль отраслевых органов в ходе процедур банкротства стратегических организаций. В этой связи проектом предусматривается, что порядок подготовки отраслевым органом заключения на план внешнего управления должника устанавливается Правительством Российской Федерации.
Проектом также предлагается изменить порядок реализации Российской Федерацией права преимущественного приобретения предприятия стратегической организации. Согласно действующей редакции Закона о несостоятельности Российская Федерация вправе приобрести предприятие должника по цене, определенной по итогам торгов, в течение месяца с даты их проведения.
Однако данное положение не соответствует пункту 5 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому протокол о результатах торгов имеет силу договора. Кроме того, Законом о несостоятельности не урегулированы последствия для задатка, внесенного потенциальным покупателем в случае реализации Российской Федерацией права преимущественной покупки.
В этой связи проект предусматривает, что арбитражный управляющий после проведения оценки имущества должника информирует отраслевой орган о цене имущества, определенной независимым оценщиком.
В течение двух месяцев с даты получения отчета оценщика и результатов экспертизы в саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, составивший отчет об оценке, а также заключения органа, уполномоченного на подготовку заключений по отчетам оценщиков (при наличии), отраслевой орган вправе заявить о реализации права на преимущественное приобретение имущества.
Несколько иным образом решается вопрос с реализацией преимущественного права Российской Федерации на приобретение имущества федеральных государственных унитарных предприятий, так как имущество, закрепленное за указанными предприятиями на праве хозяйственного ведения, уже является федеральным. В этой связи проектом предусматривается право Российской Федерации предоставить должнику денежные средства в размере, равном стоимости имущества (предприятия), определенной при проведении независимой оценки данного имущества.
В указанном случае соответствующее имущество исключается из конкурсной массы, а предоставленные Российской Федерацией денежные средства включаются в состав имущества должника.
Предлагаемые проектом изменения Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусматривают возложение обязанности на судебного пристава - исполнителя в трехдневный срок со дня составления акта о наложении ареста на имущество стратегической организации направлять соответствующие документы и сведения в федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой осуществляет деятельность соответствующая стратегическая организация, и государственную корпорацию.
Принятие проекта позволит усовершенствовать нормы, регламентирующие процедуры в делах о банкротстве стратегических организаций, что, несомненно, будет способствовать повышению эффективности работы предприятий, обороноспособности и безопасности государства.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "О несостоятельности (банкротстве)" и "Об исполнительном производстве" в части совершенствования процедур, применяемых в деле о банкротстве стратегических организаций"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "О несостоятельности (банкротстве)" и "Об исполнительном производстве" в части совершенствования процедур, применяемых в деле о банкротстве стратегических организаций" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.