Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 508058-5 "О внесении изменения в статью 225 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Согласно части 5 статьи 220 УПК России следователь к обвинительному заключению обязан приложить справку о сроках следствия, об избранных мерах пресечения с указанием времени содержания под стражей и домашнего ареста, вещественных доказательствах, гражданском иске, принятых мерах по обеспечению гражданского иска и возможной конфискации имущества, процессуальных издержках, а при наличии у обвиняемого, потерпевшего иждивенцев - о принятых мерах по обеспечению их прав. В справке должны быть указаны соответствующие листы уголовного дела.
Однако в статье 225 УПК России аналогичных требований при составлении дознавателем обвинительного акта по уголовному делу не содержится.
Положения указанной нормы разрабатывались в расчёте на то, что предварительное расследование в форме дознания будет осуществляться по уголовным делам, возбужденным в отношении конкретного лица о совершении им преступления, отнесённого к категории небольшой либо средней тяжести.
Представлялось, что расследование таких несложных и, как правило, одноэпизодных уголовных дел, по которым на момент их возбуждения личность подозреваемого уже известна, может быть закончено в течение 15 суток. Этот срок мог быть продлён прокурором, но не более, чем на 10 суток (статья 223 УПК России в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 58-ФЗ).
Вместе с тем, практика расследования указанных дел показала, что во многих случаях к моменту возбуждения уголовного дела подозреваемые не были установлены, производство дознания по этим делам было сопряжено со значительными трудностями и требовало больших процессуальных сроков, чем предусмотрено в статье 223 УПК России.
В связи с этим, Федеральным законом от 6 июня 2007 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" были предусмотрены законодательные новеллы, предоставившие дознавателям полномочия самостоятельного возбуждения уголовного дела о преступлениях, по которым предварительное расследование проводится в форме дознания, и проведения по нему расследования в полном объеме независимо от того, установлено ли на момент возбуждения уголовного дела лицо, совершившее преступление.
Этим законом увеличены сроки расследования уголовного дела в форме дознания с 20-ти до 30-ти суток с возможностью его продления прокурором еще на один месяц. Дальнейшее продление сроков дознания возможно в необходимых случаях, связанных с производством судебных экспертиз, исполнением запроса о правовой помощи, установлением личности подозреваемого.
Так, в необходимых случаях, в том числе и в связи с производством экспертизы, срок дознания может быть продлен до 6-ти месяцев. Это продление осуществляется прокурорами района, города или их заместителями до 6-ти месяцев (часть 4 статьи 223 УПК России).
В исключительных случаях, связанных с исполнением запроса о правовой помощи на территории иностранного государства, срок дознания может быть продлен прокурором субъекта РФ до 12-ти месяцев (часть 5 статьи 223 УПК России).
Кроме того, Федеральным законом от 2 декабря 2008 г. N 226-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" внесены, в частности, изменения в часть третью статьи 153 УПК России, устанавливающие положение о соединении на основании постановления прокурора уголовных дел, находящихся в производстве дознавателя, если эти дела возбуждены в отношении нескольких подозреваемых, совершивших одно или несколько преступлений в соучастии, или если дела возбуждены в отношении одного подозреваемого, совершившего несколько преступлений.
В результате у дознавателя в одном производстве могут быть соединены дела, по которым проходят десятки или сотни преступных эпизодов и группы подозреваемых.
Согласно Федеральному закону от 23 июля 2010 г. N 172-ФЗ, в УПК России дополнительно была включена статья 223.2, которой предусматривается производство дознания по уголовному делу в случаях его сложности или большого объёма группой дознавателей.
По ряду преступлений, расследование по которым осуществляется в форме дознания, в деле участвует гражданский истец или его представитель, требуется проведение сложных расчётов размера причиненного материального ущерба и размера процессуальных издержек. По таким делам избираются меры пресечения, налагается арест на имущество, в том числе и для его конфискации, например, по делам о контрабанде.
В силу требований статей 81 и 82 УПК России, дознаватель обязан принять процессуальные решения, связанные с признанием и обращением вещественных доказательств, в качестве которых в ряде случаев выступают значительные товарные партии.
Дознание по таким делам может по основаниям, предусмотренным УПК России, неоднократно приостанавливаться и возобновляться.
Вместе с тем, статья 225 УПК России не предусматривает обязанность дознавателя отражения в обвинительном акте результатов его процессуальной деятельности по этим направлениям расследования.
Предлагаемый законопроект устраняет этот недостаток упомянутой нормы. Законопроектом предлагается отражать указанные вопросы в прилагаемой к обвинительному акту справке о сроках дознания, об избранных мерах пресечения с указанием времени содержания под стражей и домашнего ареста, вещественных доказательствах, гражданском иске, принятых мерах по обеспечению гражданского иска и возможной конфискации имущества, процессуальных издержках, а при наличии у обвиняемого, потерпевшего иждивенцев - о принятых мерах по обеспечению их прав.
Внесение данных дополнений в статью 225 УПК России повысит качество дознания и его полноту, позволит обоснованно и полно решать вопросы о процессуальных издержках и иные вопросы, предусмотренные статьёй 299 УПК России при постановлении приговора, а также будет являться дополнительной гарантией процессуальных прав подозреваемых, обвиняемых и иных участников уголовного процесса как на стадии дознания, так и при судебном разбирательстве.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 225 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 225 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета и не повлечет изменений финансовых обязательств государства.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 225 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 225 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.