Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 503953-5 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров"
Досье на проект федерального закона
Необходимость совершенствования порядка рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров обусловлена значительным количеством проблем, возникающих при практическом применении соответствующих норм трудового законодательства. В последнее время часто высказывается мнение о том, что точное следование установленному законом порядку излишне усложняет процедуру рассмотрения и разрешения коллективного трудового спора, а порой делает достижение каких-либо результатов этой процедуры фактически невозможным. Особенно много претензий высказывается к законодательному регулированию организации и проведения забастовок. Все это создает ложное впечатление о "запретительном" характере российского законодательства в области урегулирования коллективных трудовых споров, дает повод для обращений отдельных профсоюзов в контрольно-надзорные органы Международной Организации Труда.
Настоящий законопроект не предполагает существенных изменений установленных действующим законодательством процедур, применяемых при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров. Предлагается сохранить в качестве обязательной примирительной процедуры рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией, а в качестве добровольных примирительных процедур - рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже. Не подлежит изменению принцип признания права работников на забастовку как способ разрешения коллективного трудового спора. Сохраняется также обязательность рассмотрения спора в трудовом арбитраже в случаях, когда в соответствии с Кодексом работниками конкретного работодателя забастовка не может быть проведена.
Основными предлагаемыми направлениями совершенствования порядка рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров являются:
- установление более благоприятных для работников и их представителей правил относительно сроков совершения сторонами коллективного трудового спора предусмотренных законом действий, сроков рассмотрения спора органами по рассмотрению коллективных трудовых споров. При этом в качестве главного критерия установления соответствующих сроков используется уровень социального партнерства, на котором происходит коллективный трудовой спор. Так, при рассмотрении коллективных трудовых споров на локальном уровне социального партнерства сроки, как правило, предлагается уменьшить, а при рассмотрении коллективных трудовых споров на иных уровнях социального партнерства - сохранить или, в любом случае, сделать более длительными, чем при рассмотрении коллективных трудовых споров с участием одного работодателя;
- унификация уровня требований к кворуму при проведении собраний (конференций) работников для случаев проведения собраний (конференций) с целью выдвижения требований и с целью объявления забастовки, а также дополнение порядка выдвижения требований в коллективном трудовом споре возможностью принятия работниками решения путем сбора подписей, как это предусмотрено в настоящее время для принятия решения об объявлении забастовки;
- более подробное, поэтапное описание действий сторон коллективного трудового спора, которые они должны совершать в ходе его рассмотрения и разрешения;
- устранение имеющихся рассогласований между отдельными нормами Кодекса, неточностей и возможностей неоднозначного толкования его норм, а также согласование используемой терминологии с терминологией Федерального закона от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности".
В законопроекте также учтены некоторые замечания экспертов Международной Организации Труда.
Сохраняя нормы о возможности самостоятельного создания трудового арбитража сторонами каждого коллективного трудового спора, законопроект предлагает эти возможности расширить и предусматривает право сторон передать рассмотрение своего коллективного трудового спора в постоянно действующий трудовой арбитраж, созданный при соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Практика создания постоянно действующих трудовых арбитражей положительно оправдывает себя во многих европейских странах, например, в Великобритании, Германии, Франции, Италии, Норвегии, Финляндии, где есть специальные органы, занимающиеся трудовыми спорами по существу и оказывающие содействие в урегулировании коллективных трудовых споров. На протяжении уже более десяти лет в г. Москве успешно действует созданное на трехсторонней основе учреждение "Трудовой арбитражный суд" и аналогичные учреждения в ряде других субъектов Российской Федерации.
Принятие законопроекта будет способствовать более полной реализации в Российской Федерации права работников на объединение, права на коллективные переговоры, на коллективные трудовые споры и их разрешение, а в конечном счете - права на справедливые и благоприятные условия труда и его оплаты.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров" не повлечет дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров" не повлечет за собой необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.