Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 508586-5 "О ратификации Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств"
Досье на проект федерального закона
Соглашение о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств (далее - Соглашение) было подписано на заседании Совета глав правительств СНГ 20 ноября 2009 года в г. Ялте.
Подписание Соглашения было обусловлено необходимостью принятия Правил определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств (далее - СНГ) на уровне правительств государств -участников СНГ из-за неоднозначности трактовки статуса и обязывающего характера решений Совета глав правительств СНГ в государствах - участниках.
Соглашение направлено на унификацию Правил определения страны происхождения товаров на таможенных территориях государств - участников СНГ.
Неотъемлемой частью Соглашения являются Правила определения страны происхождения товаров (далее - Правила), которые будут применяться в отношении товаров, происходящих из государств - участников Соглашения и находящихся в торговом обороте между этими государствами.
Соглашение подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации".
В Правилах по сравнению с применяемыми в настоящее время Правилами определения страны происхождения товаров, утвержденными решением Совета глав правительств СНГ от 30 ноября 2000 г., расширен понятийный аппарат за счет введения новых терминов и понятий, таких как "материал иностранного происхождения", "набор продуктов", "партия товара", "цена на условиях франко-завод", уточнены операции, не отвечающие критерию достаточной обработки/переработки товара (раздел 3 Правил), предусмотрены особенности определения страны происхождения набора продуктов, изменены требования и порядок заполнения сертификата о происхождении товара формы СТ-1 (раздел 7 Правил).
Правила содержат нормы иные, чем предусмотренные законодательством Российской Федерации (глава 6 Таможенного кодекса Российской Федерации), в части перечня операций, не отвечающих критерию достаточной переработки, определения страны происхождения набора продуктов, а также в части порядка заполнения сертификата о происхождении товара.
При ратификации Соглашения в целях защиты отечественных производителей сахара белого необходимо сделать оговорку, что для определения страны происхождения сахара белого (код ТН ВЭД 1701) Российская Федерация сохраняет за собой право применять критерий достаточной обработки/переработки товара, выражающийся изменением товарной позиции по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых четырех знаков, произошедшим в результате обработки/переработки.
Отраслевой целевой программой "Развитие свеклосахарного подкомплекса России на 2010 - 2012 г.г.", утвержденной приказом Минсельхоза России от 23 октября 2009 г. N 501, предусматривается увеличение производства сахара из собственных сырьевых ресурсов, улучшение снабжения населения и перерабатывающей промышленности сахаром и максимальное сокращение его импорта.
Данная оговорка устранит возможность беспошлинного ввоза на территорию Российской Федерации из государств - участников СНГ белого сахара, выработанного из сахара-сырца и, таким образом, будет способствовать более эффективному выполнению указанной программы.
Одновременно предлагается сделать оговорки, что Российская Федерация оставляет за собой право при определении страны происхождения товаров по товарным позициям 1507-1515 ТН ВЭД (масла растительные) применять основное условие критерия достаточной обработки/переработки, которое выражается в изменении указанных товарных позиций по ТН ВЭД на уровне хотя бы одного из первых четырех знаков.
В целях защиты отечественных производителей жиров различного назначения и маргариновой продукции предлагается по товарным позициям 1516, 1517 и из 2106 90 980 ТН ВЭД применять условия, изложенные в подпунктах б) и в) пункта 2.4 раздела 2 Правил. По товарной позиции 1516 ТН ВЭД стоимость используемых материалов не должна превышать 50% цены конечной продукции, а при производстве товаров по товарным позициям 1517 и из 2106 90 980 ТН ВЭД стоимость материалов товарных позиций 1511 и 1513 ТН ВЭД (пальмовое, кокосовое и пальмоядровое масло) не должна превышать 50% цены конечной продукции.
Предлагаемые оговорки позволят осуществлять более глубокую переработку материалов иностранного происхождения, что приведет к росту инвестиций в пищевые отрасли государств-участников СНГ и увеличению производства конкурентоспособной импортозамещающей продукции.
В отношении указанных оговорок приняты решения Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. N 324 и от 20 сентября 2010 г. N 405, которыми предложено правительствам государств - участников Таможенного союза при проведении внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу Соглашения, включить соответствующие оговорки.
Согласно статье 2 проекта федерального закона "О ратификации Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств" и указанным решениям Комиссии Таможенного союза оговорки не применяются во взаимной торговле между государствами - участниками Таможенного союза.
Следует отметить, что для обеспечения эффективной работы нового Договора о зоне свободной торговли в рамках СНГ, переговоры по которому вышли на завершающую стадию, возникла необходимость ускорения проведения внутригосударственных процедур, необходимых для вступления в силу Соглашения.
Реализация Соглашения не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О ратификации Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств"
Реализация Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, и не приведет к сокращению доходной части федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О ратификации Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств"
Принятие федерального закона "О ратификации Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.