Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об аэропортах и деятельности в аэропортах Российской Федерации"
Проект федерального закона "Об аэропортах и деятельности в аэропортах Российской Федерации" разработан в соответствии с Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года (далее - Транспортная стратегия) и в развитие положений Воздушного кодекса Российской Федерации применительно к деятельности в аэропортах. Кроме того, при разработке законопроекта учтен опыт Европейского союза (в частности, директива Совета Евросоюза 96/67/EC от 15 октября 1996 года по доступу к рынку наземного обслуживания авиаперевозок в аэропортах Евросоюза), а также нормативные документы ИКАО (в частности, документ 9082 "Правила ИКАО в отношении аэропортовых и аэронавигационных сборов") и рекомендации Европейского отделения Международного совета аэропортов (в частности, "Правила и рекомендуемые процедуры Международного совета аэропортов").
Организация деятельности в аэропортах, являющихся важными составными элементами транспортного комплекса страны, претерпела существенные изменения в ходе экономических преобразований в Российской Федерации. Радикально изменился статус аэропортов, ранее являвшихся исключительно государственными организациями.
Количество действующих российских аэропортов и аэродромов гражданской авиации за годы экономических реформ сократилось, сложилась конфигурация сети пассажирских авиалиний, в рамках которой наибольший объем пассажирских перевозок приходится на Московский авиационный узел.
Также наблюдается отставание инфраструктуры и оборудования аэропортов от уровня развития международной гражданской авиации, отставание во внедрении рекомендованных Международной организацией гражданской авиации современных средств и технологий.
Транспортной стратегией в качестве стратегического направления развития транспортной системы страны предусмотрено сбалансированное развитие всей инфраструктуры транспорта. Между тем развитие аэропортов и смежной транспортной инфраструктуры (железнодорожной, автомобильной и трубопроводной, а также терминальной и складской) происходит неравномерно.
В настоящее время решение существующих ныне многочисленных проблем, связанных с осуществлением и развитием деятельности в аэропортах, в значительной мере затруднено вследствие недостаточного правового регулирования соответствующих отношений. Воздушный кодекс Российской Федерации детально регулирует в основном вопросы, связанные с использованием воздушного пространства, условия договоров перевозки пассажиров и багажа и смежные вопросы, но деятельность в аэропортах им практически не регламентирована.
На решение всех указанных задач и направлен представляемый проект федерального закона, регулирующий отношения, возникающие при осуществлении деятельности в аэропортах в Российской Федерации, устанавливающий порядок размещения аэропортов, порядок управления аэропортами и осуществления деятельности в аэропортах, в том числе оказания услуг, а также основы государственного регулирования деятельности аэропортов.
Законопроект раскрывает содержание ряда понятий, используемых для целей его реализации: аэропорт, территория аэропорта, контролируемая зона аэропорта, оператор аэропорта.
В соответствии со сложившейся российской и международной практикой введены понятия авиационной и неавиационной деятельности в аэропортах. Подобное разделение призвано способствовать обеспечению недискриминационного доступа операторов аэропорта к рынку услуг наземного обслуживания авиаперевозок, а также обеспечению государственного регулирования ставок тарифов и сборов в случаях, когда оператор аэропорта занимает доминирующее положение на рынке предоставления соответствующей услуги.
Законопроектом подробно урегулированы права и обязанности главного оператора аэропорта. Законопроект устанавливает, что для получения главным оператором аэропорта сертификата соответствия достаточно подтвердить возможность осуществления своих функций посредством договоров с операторами аэропорта, один из которых является собственником (владельцем) аэродрома и осуществляет деятельность по его эксплуатации на основании действующего сертификата. Такое положение полностью соответствует международной практике, направленной на обеспечение конкуренции на рынке аэропортовых услуг наземного обслуживания авиаперевозок и обеспечение недискриминационного доступа хозяйствующих субъектов к данному рынку.
Законопроект устанавливает особенности аренды имущества аэропорта, находящегося в государственной и муниципальной собственности, в целях обеспечения наибольшей эффективности использования государственного и муниципального имущества в соответствии с принципом единства управления аэропортом.
Кроме того, законопроект уделяет большое внимание вопросам планирования размещения аэропортов, осуществляемого в соответствии с градостроительным законодательством, но имеющего определенную специфику. Вводится понятие схемы территориального планирования размещения аэропорта как вида документа территориального планирования, определяющего перспективное развитие аэропорта.
Отдельное место занимают вопросы обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности. Предусмотрены правовые процедуры, позволяющие главному оператору аэропорта требовать прекращения функционирования объектов, являющихся источниками создания опасных факторов, влияющих на безопасность полетов, прекращения деятельности, в результате которой создаются опасные факторы, влияющие на безопасность полетов. Урегулировано правовое положение служб авиационной безопасности непосредственно осуществляющих в аэропортах мероприятия, направленные на предупреждение и пресечение актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации.
В целом законопроект является комплексным правовым актом, способным на практике регулировать в аэропортах возникающие общественные правоотношения в целях обеспечения:
баланса интересов государства, лиц, осуществляющих деятельность в аэропортах, авиаперевозчиков, пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей;
целостного, эффективного, безопасного и качественного функционирования аэропортов;
авиационной безопасности;
промышленной безопасности опасных производственных объектов, пожарной безопасности, безопасности низковольтного и высоковольтного оборудования, экологической безопасности, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты от чрезвычайных ситуаций;
конкурентоспособности аэропортов.
Принятие федерального закона "Об аэропортах и деятельности в аэропортах Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "Об аэропортах и деятельности в аэропортах Российской Федерации"
Принятие федерального закона "Об аэропортах и деятельности в аэропортах Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию, в связи с принятием Федерального закона "Об аэропортах и деятельности в аэропортах Российской Федерации"
Принятие федерального закона "Об аэропортах и деятельности в аэропортах Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.