Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 508610-5 "О медицинской помощи гражданам Российской Федерации из числа лиц, работающих в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных в некоторых иностранных государствах, членам их семей и семей военнослужащих, проходящих военную службу в этих воинских формированиях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О медицинской помощи гражданам Российской Федерации из числа лиц, работающих в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных в некоторых иностранных государствах, членам их семей и семей военнослужащих, проходящих военную службу в этих воинских формированиях" (далее - законопроект) подготовлен в порядке реализации предложений по выполнению поручения Президента Российской Федерации от 17 сентября 2008 г. N Пр-1967 и поручений Правительства Российской Федерации по вопросу обеспечения пенсионных прав и социальных гарантий российских граждан, работающих в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных в государствах - участниках Содружества Независимых Государств.
С учетом ранее принятых решений во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 17 сентября 2008 г. N Пр-1967 обеспечено обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование работников воинских формирований, дислоцированных на территории государств-участников СНГ.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 г. N 1097 "Об особенностях постановки на учет в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации отдельных категорий плательщиков страховых взносов" определен порядок пенсионного, медицинского и социального страхования граждан России, работающих в дислоцированных за пределами Российской Федерации воинских формированиях.
В соответствии с этим постановлением Пенсионным фондом Российской Федерации и Фондом социального страхования Российской Федерации совместно с Минобороны России и ФСБ России определен перечень организаций, подлежащих учету в качестве плательщиков страховых взносов.
В результате проведенной работы воинские формирования, дислоцированные за рубежом, поставлены на учет в органах контроля за уплатой страховых взносов в субъектах Российской Федерации и осуществляют соответствующие платежи на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование своих работников, которые уже в 2010 году получили возможность реализовать свои права:
на формирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации;
на получение пособий по обязательному социальному страхованию при наступлении страхового случая (за 9 месяцев 2010 года за счет средств обязательного социального страхования им выплачено 4, 34 млн. рублей по 642 листкам нетрудоспособности в связи с временной утратой ими трудоспособности, 19 единовременных пособий при рождении ребенка на сумму 206,3 тыс. рублей и 629 ежемесячных пособий по уходу за ребенком на сумму 204,5 тыс. рублей);
на получение бесплатной медицинской помощи в рамках Базовой программы обязательного медицинского страхования на территории Российской Федерации.
Однако правовой механизм реализации работниками воинских формирований, дислоцированных за границей, права на бесплатную медицинскую помощь на территории государства пребывания, не установлен. Законодательством Российской Федерации и международными договорами, заключенными Российской Федерацией, этот вопрос не урегулирован.
Законопроектом предлагается предоставить работникам (и членам их семей, а также членам семей военнослужащих, проходящих военную службу по контракту) право на бесплатную медицинскую помощь в военно-медицинских учреждениях воинских формирований, а при невозможности получения в них квалифицированной помощи - в медицинских учреждениях страны пребывания с компенсацией соответствующих расходов за счет средств федерального бюджета. При этом Правительству Российской Федерации поручено определить условия, порядок и размеры возмещения расходов на оказание этой помощи.
Таким образом, законопроектом устанавливается порядок реализации конституционного права на бесплатную медицинскую помощь граждан Российской Федерации из числа лиц, работающих в воинских формированиях, членов их семей и семей военнослужащих, проходящих военную службу в воинских формированиях, дислоцированных на территориях государств - участников Содружества Независимых Государств, Республики Южная Осетия и Республики Абхазия.
При этом законопроектом устанавливается особый порядок оказания медицинской помощи российским гражданам на период их работы (проживания в качестве членов семей военнослужащих и гражданского персонала) в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных за границей, с учетом их особого статуса и положения, определенных соответствующими международными соглашениями (договорами).
Таким образом, пробелы законодательства Российской Федерации в области медицинского обеспечения рассматриваемой категории граждан Российской Федерации предлагается решить путем принятия данного проекта федерального закона.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О медицинской помощи гражданам Российской Федерации из числа лиц, работающих в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных в некоторых иностранных государствах, членам их семей и семей военнослужащих, проходящих военную службу в этих воинских формированиях"
На территориях государств-участников Содружества Независимых Государств, Республики Абхазия и Республики Южная Осетия по состоянию на 1 мая 2010 г. работают и проживают 35 221 человек из числа граждан Российской Федерации (по всем воинским формированиям федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба), из них:
7 479 человек - лица гражданского персонала;
15 240 человек - члены семей военнослужащих;
12 502 человек - члены семей гражданского персонала.
Средние затраты военно-медицинских учреждений на оказание медицинской помощи на 1 человека в год (военнослужащего, члена его семьи) оцениваются в размере 7633,4 рубля.
В случае, если на территории иностранного государства или в месте дислокации воинского формирования Российской Федерации военно-медицинских учреждений не имеется либо их возможности ограничены, возникает необходимость в оплате расходов, связанных с оказанием гражданам Российской Федерации медицинской помощи в медицинских организациях страны пребывания. В целях финансово-экономического обоснования эти расходы в расчете на 1 человека принимаются такими же, что и средние затраты военно-медицинских учреждений.
В этом случае на исполнение принимаемых расходных обязательств потребуется 268,8 млн. руб. в год (35221 человек * 7633,4 руб.).
Расходы, связанные с реализацией законопроекта, будут обеспечены за счет и в пределах ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на соответствующий год федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба.
Перечень актов федерального законодательства и иных нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О медицинской помощи гражданам Российской Федерации из числа лиц, работающих в воинских формированиях Российской Федерации, дислоцированных в некоторых иностранных государствах, членам их семей и семей военнослужащих, проходящих военную службу в этих воинских формированиях"
Принятие указанного федерального закона признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия законодательных актов Российской Федерации не потребует.
Для реализации законопроекта потребуется принятие нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, определяющего условия, порядок и размеры возмещения расходов за оказание медицинской помощи в медицинских учреждениях государства пребывания.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.