Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 510228-5 "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и статью 16 Федерального закона "О бухгалтерском учете"
Досье на проект федерального закона
Действующий в настоящее время Федеральный закон от 12 января 1996 года N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" закрепляет принцип независимости профсоюзов от органов государственной власти, органов местного самоуправления, работодателей и общественных объединений (статья 5). Кроме того, профсоюзам гарантируются признание, неприкосновенность и защита прав собственности профсоюзов, условия для осуществления этих прав наравне с другими юридическими лицами независимо от форм собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (статья 24). Указанные положения, по замыслам законодателя, должны обеспечить независимость профсоюзов в их деятельности по обеспечению социально-трудовых прав работников, что, безусловно, является вполне обоснованным.
Вместе с тем в рамках правового регулирования деятельности профсоюзов необходимо исходить из специфики их имущественного положения, обусловленной особым положением профсоюзов в советский период. Советские профсоюзы в условиях социалистической системы распоряжались гигантской собственностью и были одними из крупнейших организаций по количеству принадлежавшей им недвижимости. Речь, в частности, идет о 100 тысячах пионерских лагерей, более 25 тысячах спортивных объектов, примерно тысяче здравниц, 23 тысячах клубов и дворцов культуры, гостиницы, спортивные сооружения. После распада Советского Союза указанное имущество перешло в порядке правопреемства к вновь образованным профсоюзам.
Новые руководители профсоюзов, как показывает практика, не всегда чистоплотны на руку в вопросах распоряжения соответствующим имуществом. В частности, не принимаются необходимые меры по сохранению, восстановлению и развитию объектов недвижимости (санаторно-курортные учреждения, оздоровительно-спортивные сооружения и др.). В результате огромная часть имущества отчуждается по необоснованно низким ценам либо сдается в аренду за бесценок. Собственность, которая некогда была сравнительно недорогим и очень популярным местом отдыха членов профсоюзов и их семей, в настоящее время никакого отношения к ним не имеет. Одной из причин данных процессов является закрытость информации по имущественным вопросам в профсоюзах, отсутствие механизмов контроля за деятельности их руководителей.
Законопроект предлагает установить конкретные правовые механизмы, введение которых позволит усилить контроль за распоряжением профсоюзной собственностью.
Речь идет о следующих положениях:
обязательность предварительного одобрения высшим руководящим профсоюзным органом всех сделок по отчуждению недвижимого имущества профсоюзов.
право любого члена профсоюза получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности соответствующего профсоюза.
обязанность профсоюзов публиковать сведения о перечне принадлежащего им на праве собственности имущества и составе и структуре профсоюзных органов в средствах массовой информации и (или) в сети Интернет.
Кроме того, предлагается включить профсоюзы в число юридических лиц, обязанных публиковать бухгалтерскую отчетность в средствах массовой информации.
Принятие указанного законопроекта позволит предупреждать факты незаконного отчуждения профсоюзной собственности и обеспечить права членов профсоюзов.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и статью 16 Федерального закона "О бухгалтерском учете"
Принятие данного закона не повлечет дополнительных расходов за счет средств федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и статью 16 Федерального закона "О бухгалтерском учете"
Принятие закона "О внесении изменений в статью 24 Федерального закона "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" и статью 16 Федерального закона "О бухгалтерском учете" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.