Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 510245-5 "О внесении изменений в статьи 11 и 18 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Основным посылом разработчиков законопроекта является то, что уже более 18 лет частные охранные организации осуществляют вооруженную защиту жизни и здоровья физического лица под предлогом вооруженной защиты, находящейся на нем или при нем личной собственности. Вооруженный частный охранник постоянно находится с охраняемым лицом под предлогом охраны, например, запонки, бумажника, авторучки и т.д., тем более что закон не определяет, какое именно имущество подлежит вооруженной охране. Отсутствие же соответствующей законодательной регламентации не дает государственным органам возможности эффективно регулировать такого рода телохранительство. Законопроект предлагает закрепить на законодательном уровне то, что фактически существует в обществе с 1992 года. Не желание признавать "де юре" то, что существует "де-факто" по меньшей мере, не несет в себе позитивного содержания. Тем более что законопроект предполагает введение достаточно жестких рамок, как в плане подготовки телохранителей, так и в плане контроля за их деятельностью, а также их ответственности через порядок который будет установлен Правительством Российской Федерации. Телохранители - это не вольные стрелки, а люди, работающие в имеющей соответствующую лицензию охранной организации по трудовому договору, с зарегистрированным оружием, реализующие, кроме прав, серьезные обязанности, а также подконтрольные своему руководителю и сотрудникам подразделений лицензионно-разрешительной работы МВД.
Кроме того, отсутствие в законодательстве регламентации регулирующей телохранительство, представляет собой не что иное, как юридический нонсенс, не соответствует сложившейся в обществе и государстве иерархии ценностей (жизнь, здоровье, имущество), поскольку меньшее благо (имущество), закон разрешает охраннику защищать с огнестрельным оружием, а большее, бесценное - жизнь и здоровье человека - с использованием специальных средств.
Отсутствие права оказывать услуги по защите жизни и здоровья граждан с использованием охранником огнестрельного оружия находится в противоречии и с законом "Об оружии", согласно ст. 24 которого любой гражданин Российской Федерации может применять имеющееся у него на законном основании оружие для защиты жизни, здоровья и собственности. В связи с этим получается, что охранник, оказывающий услугу гражданам по защите их жизни и здоровья и находящийся при исполнении служебных обязанностей, имеет меньше прав на применение оружия, чем обычный гражданин, что вряд ли логично.
Опасение, что предоставление охраннику такого права может повлечь за собой значительное увеличение вооруженных охранников и будет представлять угрозу общественной безопасности не имеют под собой объективной основы, поскольку в настоящее время охраняемые лица (как это было показано ранее) охраняются с огнестрельным оружием.
Нет объективных причин и для значительного увеличения числа охранных услуг, связанных с защитой жизни и здоровья граждан, так как рынок в этой сфере в основном стабилизировался, что также не грозит увеличением числа вооруженных охранников.
Что касается фактов использования служебного оружия для охраны преступных авторитетов, то в законодательстве нет такой категории граждан как "преступный авторитет". По закону договор заключается с юридическим или физическим лицом, а не с преступным авторитетом. Вопрос о том, является тот или иной гражданин преступным авторитетом, относится к компетенции правоохранительных органов. В случае возникновения, каких-либо подозрений по поводу заключения договора с тем или иным гражданином, а равно правомерности осуществления его охраны, правоохранительные органы вправе произвести проверку и в случае выявления нарушений принять соответствующие меры. Если говорить об угрозе общественной безопасности, то она существует и при использовании охранниками огнестрельного оружия при охране имущества, однако как это ни парадоксально, никто в настоящее время не предлагает лишить охранника такого права.
Предлагаемые изменения в Закон "О частной детективной и охранной деятельности" имеют немаловажное значение и для обеспечения собственной безопасности охранника. Практика свидетельствует, что нападение на граждан осуществляется, как правило, с огнестрельным оружием. При этом опасность для жизни и здоровья существует не только охраняемому лицу, но и охраннику. Охранник, имеющий на вооружении специальные средства, не способен защитить не только жизнь гражданина, но и свою собственную, что, в свою очередь, сводит к нулю предоставленное ему в п.1 ст. 18 Закона "О частной детективной и охранной деятельности" право на применение огнестрельного оружия в случаях, когда его собственная жизнь подвергается непосредственной опасности. Нельзя применить то, чего в действительности не имеешь.
Полагать, что опасность для жизни охранника возможна только при охране имущества, как это следует из действующего закона, вряд ли будет правильным. Практика свидетельствует об обратном. Чаще всего опасность для жизни или лишение жизни охранника происходит как раз при оказании такого вида услуг как защита жизни и здоровья.
Необходимо особо подчеркнуть, что на практике общественно опасные, наличные, реальные, в том числе и вооруженные нападения преступников на граждан очевидны. Таким образом, наличие оборонительных прав с применением огнестрельного оружия являются общественно полезными, поскольку предотвращают и пресекают преступления. В данной ситуации на охранниках лежит не только моральная, но и правовая обязанность обороняться и обеспечить безопасность жизни и здоровья других лиц, которым угрожает опасность. Наличие такого права является надежной гарантией сохранения жизни и здоровья граждан от грозящей опасности.
Наряду с другими положительными факторами, предлагаемое дополнение к закону, направленное на представление возможности вооруженной защиты жизни и здоровья гражданина, избавит охранные организации и граждан от необходимости вынужденно обходить закон, позволит привести в соответствие реалии жизни с законом. Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов средств из федерального бюджета.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 11 и 18 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"
Вступление в силу федерального закона "О внесении изменений в статьи 11 и 18 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 11 и 18 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статьи 11 и 18 Закона Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" не потребует внесения изменений в действующие акты федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.