Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 510650-5 "О ратификации Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращению с ним и сотрудничеству в этой области, подписанного в городе Вашингтоне 13 апреля 2010 года"
Досье на проект федерального закона
Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращению с ним и сотрудничеству в этой области (далее - Соглашение 2000 года) подписано 29 августа 2000 г. в Москве и 1 сентября 2000 г. в Вашингтоне.
Соглашение 2000 года было внесено на ратификацию в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации на основании постановления Правительства Российской Федерации в 2001 году и применяется временно с даты его подписания.
В 2006 году был подписан Протокол к Соглашению 2000 года о гражданской ответственности Сторон за причиненный ущерб (далее - Протокол 2006 года), который также был внесен на ратификацию в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в 2008 году.
В рамках Соглашения 2000 года Стороны должны утилизировать по 34 тонны плутония оружейного качества. Соглашением предусматривается паритетность как в общем количестве утилизируемого плутония, так и в количествах в виде чистого металла, изъятого из ядерных боеприпасов (по 25 тонн с каждой стороны).
В соответствии с Соглашением 2000 года утилизацию плутония планировалось осуществлять посредством его облучения в виде смешанного оксидного уран-плутониевого топлива (МОКС-топливо) в ядерных реакторах каждой из сторон: в легководных реакторах Российской Федерации (4-5 реакторов ВВЭР-1000) и Соединенных Штатах Америки (4 реактора PWR, принадлежащие энергетической компании Дыок-Пауэр), а также в Российской Федерации в реакторах на быстрых нейтронах БОР-60 в г. Димитровграде и БН-600 в г. Заречный.
Поскольку использование МОКС-топлива в легководных реакторах не предусмотрено стратегией развития атомной энергетики России, Российская Сторона как при подписании Соглашения 2000 года, так и при дальнейших переговорах с зарубежными донорами оставалась на позиции, что финансирование российской программы утилизации избыточного плутония оружейного качества (далее - Программа утилизации), основанной на использовании реакторов ВВЭР, должно осуществляться из внешних для России источников, и что единственный вид вклада, который Россия могла бы внести в такую программу - натуральный (в виде инфраструктуры, существующих установок, квалифицированных кадров и т.д.).
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. N 1368-р Минатом России (затем Росатом) с 2002 г. на протяжении 3-х лет вел переговоры с экспертами стран "восьмерки" по подготовке предусмотренного Соглашением 2000 года многостороннего соглашения об источниках и механизмах финансирования Программы утилизации. В результате переговоров суммарный задекларированный донорский взнос в эту программу составил около 850 млн. долларов США (400 млн. долларов - США, около 450 млн. долларов - другие доноры стран "восьмерки") при оценочной стоимости Программы утилизации не менее 3,5 млрд. долларов США. Несмотря на усилия Российской Стороны, добиться прогресса в переговорах не удалось.
В 2005 году Росатом по поручению Правительства Российской Федерации провел межведомственный анализ ситуации с реализацией Соглашения 2000 года.
По результатам этого анализа Правительство Российской Федерации в ноябре 2005 г. подтвердило, что финансирование использования МОКС-топлива в легководных реакторах из бюджетных средств Российской Федерации невозможно. Росатому было поручено продолжить консультации с донорами о возможности полного финансирования Программы утилизации из внешних для России источников.
Однако в апреле 2007 г. Американская Сторона уведомила Российскую Сторону о том, что сумма донорского вклада около 850 млн. долларов США является окончательной и ожидать ее дальнейшего увеличения не следует.
Принимая во внимание, что отказ от выполнения Соглашения 2000 года мог бы негативным образом сказаться на отношениях России с США и другими странами "восьмерки", Росатом начал проработку сценария Программы утилизации, который согласовывался бы с планами развития российской атомной энергетики и был бы приемлем для обеих Сторон Соглашения 2000 года.
Поскольку Соглашение 2000 года допускает утилизацию плутония в качестве МОКС-топлива в любых типах ядерных реакторов, была рассмотрена возможность использования реакторов на быстрых нейтронах, а также газоохлаждаемых реакторов.
С учетом того, что газоохлаждаемые реакторы находятся только в стадии разработки, был предложен сценарий с использованием достраиваемого в настоящее время реактора БН-800. Данный реактор предназначен для работы на МОКС-топливе. При этом нет принципиального различия в типе плутония (оружейного качества или энергетический), используемого для изготовления такого топлива.
В 2007 году велись интенсивные российско-американские консультации, в результате которых Американская Сторона согласилась с использованием для целей Программы утилизации в России реактора на быстрых нейтронах БН-800 взамен реакторов ВВЭР-1000. Включение в Программу утилизации этого реактора позволит обеспечить темп утилизации российского избыточного плутония оружейного качества не менее 1,3 тонн плутония в год. Для увеличения темпа утилизации на заключительной фазе работ предполагается использовать высокотемпературный гелиевый модульный реактор ГТ-МГР (в случае его готовности).
В целях закрепления достигнутых договоренностей между Росатомом и Министерством энергетики США в ноябре 2007 г. было подписано Совместное заявление о взаимопонимании в области сотрудничества по Программе утилизации.
После завершения консультаций с Американской Стороной по приведению Соглашения 2000 года в соответствие с Совместным заявлением в Вашингтоне 13 апреля 2010 г. был подписан Протокол (далее - Протокол 2010 года).
Протоколом 2010 года предусмотрено, что свои программы утилизации избыточного оружейного плутония Стороны начнут не позднее 2018 года (ориентировочный срок ввода в эксплуатацию реактора БН-800 - 2013 - 2014 гг.). Условия и параметры утилизации синхронизированы с планами ввода в эксплуатацию реактора БН-800 и создаваемого производства МОКС-топлива, а также программами НИОКР по разработке новых видов топлива, замыканию ядерного топливного цикла, требованиями по защите информации.
Таким образом, выполнение политического обязательства, содержащегося в Соглашении 2000 года, по утилизации 34 тонн избыточного плутония оружейного качества будет осуществляться в русле российской программы развития ядерных технологий и энергетики.
Протоколом 2010 года также вносятся изменения в процедуры мониторинга и инспекций, предусмотренные Соглашением 2000 года для подтверждения выполнения положений этого Соглашения в отношении утилизируемого плутония и подмешиваемого материала.
Соглашение 2000 года, измененное и дополненное Протоколом 2006 года и Протоколом 2010 года, обеспечивает полную паритетность России и США как в количестве и формах утилизируемого плутония, так и во всех аспектах, связанных с реализацией и подтверждением выполнения условий этого Соглашения.
Средства, необходимые для строительства реактора БН-800, предусмотрены в Программе деятельности Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" на долгосрочный период (2009 - 2015 годы), а на создание установки по производству МОКС-топлива - в федеральной целевой программе "Ядерные энерготехнологии нового поколения на 2010 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года". Затраты, связанные с обеспечением режима утилизации на реакторе БН-800 и его эксплуатацией, а также с созданием системы мониторинга и инспекций, предполагается полностью покрыть из средств США (400 млн. долларов США), которые будут выделяться в рамках оказания технического содействия в соответствии с положениями Протокола 2010 года.
Кроме этого, Протоколом 2010 года предусматривается, что Исполнительные органы (Госкорпорация "Росатом" и Минэнергетики США) предпримут совместные усилия по поиску дополнительного донорского финансирования, которое может быть использовано для поддержки Программы утилизации.
Одновременно в Протоколе 2010 года содержатся положения, дающие право Российской Стороне приостановить, изменить или прекратить, как это будет для нее приемлемым, деятельность в рамках Соглашения 2000 года в отношении Программы утилизации, если Правительство Соединенных Штатов Америки примет решение не начинать или прекратить оказание технического содействия.
Ратификация Протокола 2010 года вызвана тем, что он изменяет текст Соглашения 2000 года, ранее внесенного на ратификацию в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Реализация Соглашения 2000 года с поправками, содержащимися в Протоколе 2010 года, не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета.
Протокол 2010 года снимает основное препятствие для ратификации Соглашения 2000 года, которое заключалось в недостатке финансовых средств на утилизацию российского избыточного оружейного плутония.
В этой связи процесс ратификации Соглашения 2000 года в редакции Протокола 2006 года и Протокола 2010 года может быть возобновлен на основании подпункта "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации".
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О ратификации Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращению с ним и сотрудничеству в этой области, подписанного в городе Вашингтоне 13 апреля 2010 года"
Реализация Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращению с ним и сотрудничеству в этой области, подписанного в г. Вашингтоне 13 апреля 2010 г. (далее - Протокол 2010 года), не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета Российской Федерации.
Средства, необходимые для строительства реактора БН-800, предусмотрены в Программе деятельности Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" на долгосрочный период (2009 - 2015 годы), а на создание установки по производству МОКС-топлива - в ФЦП "Ядерные энерготехнологии нового поколения на 2010 - 2015 годы и на перспективу до 2020 года".
Затраты, связанные с обеспечением режима утилизации, предполагается полностью покрыть из средств США (300 млн. долларов США), которые будут выделяться в рамках оказания технического содействия в соответствии с положениями Протокола 2010 года.
Все эксплуатационные затраты, непосредственно связанные с обеспечением режима утилизации, также планируется покрыть из средств технического содействия США. Предусмотренный объем средств на этот вид деятельности составляет 100 млн. долларов США.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.