Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 231678-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и в Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
Досье на проект федерального закона
В настоящее время Закон Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" не учитывают в достаточной мере особенности послевузовского образования по творческо-исполнительским специальностям.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 1244-р одобрена Концепция развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы, направленная на сохранение сложившейся в области музыкального, изобразительного и хореографического искусства в России стройной отечественной системы трехуровневого образования, обеспечивающей доступность, качество и эффективность подготовки профессиональных кадров в сфере культуры и искусства. В целях решения задачи нормативно-правового обеспечения развития образования в сфере культуры и искусства указанным распоряжением Правительства Российской Федерации утвержден План мероприятий по реализации целей настоящей Концепции, предусматривающий необходимость внесения изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и в Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" в части особенностей послевузовского образования по творческо-исполнительским специальностям.
Подготовка творческо-исполнительских и педагогических кадров в вузах искусств специфична. Совершенствование педагогического мастерства, освоение методологии предмета, научное осмысление той или иной дисциплины в этой области очень тесно связаны с исполнительским творчеством.
В целях подготовки квалифицированных кадров по исполнительским и педагогическим специальностям в сфере культуры и искусства в 1968 году постановлением Минвуза СССР и Минкультуры СССР было введено понятие "ассистент-стажер". Ассистентуры-стажировки действовали в вузах искусств в рамках аспирантуры, и ассистент-стажер по статусу ничем не отличался от аспиранта.
Особенность послевузовского профессионального образования в сфере культуры и искусства определялась тем, что от аспирантов до 1968 года, а позднее - от ассистентов-стажеров не требовалось написание диссертации, поскольку искусство - особая, художественно-творческая сфера человеческой деятельности и образование в ней не может опираться только на науку, а следовательно, и послевузовское профессиональное образование не обязательно должно завершиться защитой диссертации.
Однако при разработке законодательной базы послевузовского образования эти обстоятельства не были учтены, и ассистентуры-стажировки оказались вне правового поля.
В целях сохранения системы послевузовского образования в сфере культуры и искусства для бывших ассистентов-стажеров был установлен новый статус. Приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 27 марта 1998 г. N 814 эта категория обучающихся в вузах искусств названа аспирантами по творческо-исполнительским специальностям в области искусства.
Введение статуса аспирантов, обучающихся по творческо-исполнительским специальностям, было важным шагом, поскольку позволило сохранить систему послевузовского профессионального образования в сфере культуры и искусства.
Однако легитимность этого решения ставится под сомнение.
С одной стороны, Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" определено, что "аспирантом является лицо, имеющее высшее профессиональное образование и обучающееся в аспирантуре и подготавливающее диссертацию на соискание степени кандидата наук". С другой, упомянутым приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации определено, что аспиранты по творческо-исполнительским специальностям подготавливают итоговую работу по соответствующему профилю, то есть без защиты диссертации.
Для законодательного закрепления этого положения законопроектом предлагается вернуться к термину "ассистентура-стажировка" - форме послевузовской подготовки кадров по творческо-исполнительским специальностям в сфере культуры и искусства, успешно применявшейся ранее.
При этом, формы обучения в ассистентуре - стажировке и перечень творческо-исполнительских специальностей, по которым будет проходить обучение определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Законопроектом предлагается распространить на ассистентов-стажеров те же льготы, которые предусмотрены Федеральным законом "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" для аспирантов.
Финансирование подготовки ассистентов - стажеров будет осуществляться в рамках средств, предусматриваемых для аспирантуры, и не потребует выделения дополнительных расходов из федерального бюджета на эти цели.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и в Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
В связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и в Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" признавать утратившими силу, приостанавливать или вносить изменения в законы Российской Федерации, федеральные законы не требуется.
Принятие Федерального закона потребует принятия уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти нормативных правовых актов, регулирующих вопросы деятельности ассистентуры-стажировки.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и в Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и в Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" не потребует дополнительных расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета. Финансирование подготовки ассистентов - стажеров будет осуществляться в рамках средств, предусматриваемых для аспирантуры.
Принятие законопроекта позволит учесть особенности послевузовского образования по творческо-исполнительским специальностям и обеспечить качество и эффективность подготовки профессиональных кадров в сфере культуры и искусства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.