Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию от 10 февраля 2011 г. N 85-1
на проект федерального закона N 231678-5 "О внесении изменений в закон Российской Федерации "Об образовании" и в Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части введения ассистентуры-стажировки как формы послевузовской подготовки кадров по творческо-исполнительским специальностям в сфере культуры и искусства), внесенный в Государственную Думу депутатами Государственной Думы С.С. Журовой, Г.П. Ивлиевым, Г.А. Балыхиным, Е.Г. Драпеко, З.М. Степановой, А.А. Тягуновым, С.Ю. Захаровой, В.М. Кущевым, Д.Г. Новиковым, Е.И. Кузьмичевой
Досье на проект федерального закона
Концепция проекта федерального закона N 231678-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и в Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части введения ассистентуры-стажировки как формы послевузовской подготовки кадров по творческо-исполнительским специальностям в сфере культуры и искусства) предусматривает:
- введение понятия ассистентуры-стажировки как формы послевузовского профессионального образования по творческо-исполнительским специальностям в сфере культуры и искусства, направленной на практическую подготовку исполнителей высокой квалификации в различных видах искусства, существовавшей с 1968 года и оказавшейся вне правового поля при разработке законодательной базы в области послевузовского профессионального образования;
- определение правового статуса ассистента-стажера, приравненного к статусу аспиранта.
В силу специфики художественно-творческой деятельности послевузовское профессиональное образование в сфере культуры и искусства не является научной деятельностью и не всегда предполагает возможность защиты диссертации на соискание ученой степени кандидата наук.
В настоящее время в соответствии с Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации от 27 марта 1998 года N 814, лица, получающие послевузовское профессиональное образование в высших учебных заведениях искусства, относятся к отдельной категории аспирантов, обучающихся по творческо-исполнительским специальностям в области искусства, которые по завершению учебы представляют вместо диссертации на соискание ученой степени кандидата наук итоговую работу по соответствующему профилю, которая принимается специальной комиссией, назначаемой ректором высшего учебного заведения (п. 45).
В связи с этим, в законопроекте предлагается предусмотреть государственную (итоговую) аттестацию, проводимую в форме защиты подготавливаемой ассистентом-стажером итоговой квалификационной работы по творческо-исполнительским специальностям.
Законопроект содержит положения, регламентирующие установление квалификации, которая присваивается выпускнику ассистентуры-стажировки, прошедшему государственную (итоговую) аттестацию.
В законопроекте также закреплено положение, согласно которому порядок проведения государственной (итоговой) аттестации лиц, завершивших послевузовское профессиональное образование в ассистентуре-стажировке, а также установление формы документов государственного образца о соответствующем уровне образования и квалификации относится к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере культуры.
С другой стороны, согласно подпункту 7 пункта 3 статьи 24 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", полномочие установления формы документов государственного образца о высшем и послевузовском профессиональном образовании относится к компетенции федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, на что указывается в заключении Правового управления Аппарата Государственной Думы.
Данное замечание не носит концептуального характера и может быть устранено при подготовке законопроекта ко второму чтению.
По мнению Комитета, данный законопроект является актуальным, поскольку он направлен на сохранение уникальных педагогических традиций отечественного образования в сфере культуры и искусства. Важность данной задачи особо подчеркнута в Концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской федерации от 25 августа 2008 года N 1244-р.
Данный законопроект поддержали 31 субъект Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по образованию рекомендует Государственной Думе законопроект N 231678-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" и в Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части введения ассистентуры-стажировки как формы послевузовской подготовки кадров по творческо-исполнительским специальностям в сфере культуры и искусства) принять в первом чтении.
Председатель Комитета |
Г.А. Балыхин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.