Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по собственности от 22 февраля 2011 г. N 3.9-97/1
на проект федерального закона N 492529-5 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" (в части снятия ограничений на покупку государственного и муниципального имущества) (внесен депутатом Государственной Думы В.М. Резником)
Комитет Государственной Думы по собственности рассмотрел проект федерального закона N 492529-5 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" и отмечает следующее.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" покупателями государственного и муниципального имущества не могут быть юридические лица, в уставном капитале которых доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования превышает 25%.
Согласно законопроекту предлагается не распространять указанные ограничения на кредитные организации, в уставном капитале которых участвует Российская Федерация, при приобретении ими недвижимого имущества для осуществления основной деятельности. В пояснительной записке к законопроекту необходимость его принятия обоснована необходимостью открытия филиалов банков с государственных участием в уставном капитале, в частности, Сбербанка России в небольших городах и сельских населенных пунктах, в которых из-за неразвитости рынка нежилой недвижимости банки могут приобрести помещения, необходимые для своей деятельности, только путем участия в приватизации государственного и муниципального имущества.
Комитет по собственности поддерживает концепцию законопроекта, поскольку действующее ограничение на участие в приватизации юридических лиц с более чем 25% участием государства в уставном капитале создает определенные препятствия для развития в небольших населенных пунктах рынка необходимым гражданам банковских услуг, в том числе социально значимых (например, выплата пенсий и пособий, оплата коммунальных услуг), а также для создания национальной платежной системы.
Вместе с тем представляется целесообразным при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении рассмотреть возможность более комплексного подхода к содержащемуся в статье 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" ограничению на участие в приватизации, поскольку социально значимые функции осуществляют не только банки, но и иные организации, в частности, "Почта России".
Кроме того Комитет по собственности отмечает, что на практике упомянутое ограничение достаточно легко "обходится" любыми юридическими лицами с государственным участием путем участия в приватизационных аукционах их дочерних акционерных обществ или обществ с ограниченной ответственностью с возможной последующей перепродажей приобретенного ими объекта недвижимости основной организации.
При подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении необходимо дать определение понятию "основная деятельность" кредитной организации.
С учетом вышеизложенного Комитет по собственности рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 492529-5 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.С. Плескачевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.