Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 512037-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемого за административное правонарушение"
Досье на проект федерального закона
Основная цель проекта федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемого за административное правонарушение" (далее - законопроект) состоит в устранении пробела в законодательстве Российской Федерации, выявившегося в результате анализа правоприменительной практики, и приведении в соответствие норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) с нормами валютного законодательства Российской Федерации.
Целью Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон) является обеспечение реализации единой государственной валютной политики, а также устойчивости валюты Российской Федерации и стабильности внутреннего валютного рынка Российской Федерации как факторов прогрессивного развития национальной экономики и международного экономического сотрудничества.
Для обеспечения выполнения резидентами и нерезидентами требований Федерального закона и принятых в случаях, предусмотренных Федеральным законом, актов органов валютного регулирования статьей 15.25 КоАП установлены основания привлечения к административной ответственности резидентов и нерезидентов за нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования.
Объективную сторону правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьей 15.25 КоАП, образуют противоправные деяния (действия или бездействие) лиц (субъектов), осуществляемые в нарушение норм права, установленных валютным законодательством Российской Федерации и актами органов валютного регулирования.
В части 1 статьи 15.25 КоАП установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании.
Анализ судебной практики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях показал, что в настоящее время в нормативном правовом регулировании применения административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации имеются положения, вызывающие возникновение различных подходов к квалификации противоправных деяний (действий или бездействия) лиц (субъектов), осуществляемых в нарушение валютного законодательства Российской Федерации, что осложняет правоприменительную деятельность органа валютного контроля, его территориальных органов, агентов валютного контроля, а также судов при рассмотрении ими административных дел в сфере обжалования решений о привлечении к административной ответственности за нарушение валютного законодательства Российской Федерации.
Судебная практика и мнение органов прокуратуры указывают на невозможность привлечения в целом ряде случаев к административной ответственности при нарушении положений валютного законодательства Российской Федерации.
Трудности с применением мер административной ответственности за неисполнение требований валютного законодательства Российской Федерации касаются, в частности, таких вопросов, как:
получение от нерезидентов денежных средств наличным расчетом в качестве платы за передачу товара, выполнение работ, оказание услуг;
расчеты при осуществлении валютной операции между резидентом и нерезидентом без использования банковского счета;
купля-продажа иностранной валюты, минуя уполномоченные банки;
осуществление сделки по займу между резидентом и нерезидентом в иностранной валюте, минуя счета в уполномоченном банке;
вывоз с территории Российской Федерации наличной иностранной валюты или валюты Российской Федерации в сумме, превышающей 10 тыс. долларов США (в части уточнения предмета правонарушения).
За 2009 год Росфиннадзором получено (от Банка России, ФТС России, ФНС России) около 2 тысяч сообщений о деяниях, представляющих нарушения валютного законодательства Российской Федерации, но не подпадающих в настоящее время под действие части 1 статьи 15.25 КоАП.
В силу того, что административное производство по таким случаям не ведется, точных сведений о количественном соотношении составов нарушений не имеется.
Таким образом, трудности с применением мер административной ответственности за неисполнение требований валютного законодательства Российской Федерации касаются в первую очередь таких составов правонарушений, как купля-продажа иностранной валюты и чеков (в том числе дорожных чеков), номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, минуя уполномоченные банки; осуществление валютных операций, расчеты по которым проведены, минуя счета в уполномоченных банках или счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской Федерации; вывоз из Российской Федерации наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в части, превышающей разрешенную к вывозу сумму; осуществление валютных операций, расчеты по которым проведены за счет средств, зачисленных на счета (вклады) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, в случаях, не предусмотренных валютным законодательством Российской.
Законопроект предусматривает уточнение перечня противоправных, виновных деяний (действий или бездействия) граждан, должностных лиц и юридических лиц, предусмотренных частью 1 статьи 15.25 КоАП, таким образом, что несоблюдение требований валютного законодательства при осуществлении вышеперечисленных операций образуют четко сформулированные составы правонарушений, что обеспечит эффективную правоприменительную практику при осуществлении валютного контроля.
В соответствии с абзацем третьим части 3 статьи 26 Федерального закона статьи 7 и 8, которыми были предусмотрены возможность и случаи установления Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации требования о резервировании и об использовании специального счета, действовали до 1 июля 2006 г. и до 1 января 2007 г. (соответственно). В этой связи законопроектом предлагается уточнить часть 1 статьи 15.25 КоАП, исключив ответственность за нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, а также исключить из пункта 2 части 1 и части 3 статьи 3.5 КоАП упоминание суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании, относительно которой предусматривается установление размера административного штрафа.
В соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2005 г. N 90-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" утратила силу часть 5 статьи 15 Федерального закона, предусматривающая установление Правительством Российской Федерации по согласованию с Банком России порядка ввоза и пересылки в Российскую Федерацию и вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме, на основе которой была предусмотрена часть 7 статьи 15.25 КоАП.
В настоящее время валютным законодательством Российской Федерации не предусмотрено установление в форме акта органа валютного регулирования, порядка вывоза наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации физическими лицами.
Частью 3 статьи 15 Федерального закона установлено, что физические лица (резиденты и нерезиденты) имеют право единовременно вывозить из Российской Федерации наличную иностранную валюту и (или) валюту Российской Федерации в сумме, равной в эквиваленте 10 000 долларов США или не превышающей этой суммы.
Таким образом, единственным ограничением на вывоз наличной валюты Российской Федерации является размер вывозимых резидентами и нерезидентами наличных денежных средств.
Законопроектом предусматривается уточнение перечня незаконных валютных операций, установленного частью 1 статьи 15.25 КоАП, касающееся ответственности за нарушение части 3 статьи 15 Федерального закона, путем определения административного правонарушения, которым является "вывоз из Российской Федерации наличной иностранной валюты и (или) валюты Российской Федерации в части, превышающей разрешенную к вывозу сумму".
В этой связи в целях исключения возникающих в практике применения административной ответственности за нарушение статьи 15 Федерального закона по части 7 статьи 15.25 КоАП законопроектом предусматривается признание ее утратившей силу, а также абзаца четвертого пункта 316 статьи 1 Федерального закона от 22 июня 2007 г. N 116-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемого за административное правонарушение", которым внесены изменения в указанную часть.
Поскольку законопроектом устанавливается административная ответственность за новые виды правонарушений, по которым ранее ее применение было не предусмотрено, то законопроектом предусматривается, что настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении 90 дней со дня его официального опубликования, что необходимо для ознакомления с его содержанием граждан, должностных лиц и юридических лиц, должностных лиц органа валютного контроля и должностных лиц агентов валютного контроля, уполномоченных составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, судей, а также при необходимости для приведения в соответствие с ним соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемого за административное правонарушение" устранит имеющиеся пробелы в нормативном правовом регулировании применения административной ответственности за нарушения валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, что, в свою очередь, позволит государству осуществлять полноценный контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами валютного законодательства Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемого за административное правонарушение"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемого за административное правонарушение" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с вступлением в силу Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемого за административное правонарушение"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части изменения способа выражения денежного взыскания, налагаемого за административное правонарушение" не повлечет необходимости признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.