Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 400876-4 "Об аквакультуре"
Досье на проект федерального закона
Предметом данного законопроекта являются отношения, связанные с искусственным воспроизводством, разведением и выращиванием рыб и других водных животных и растений, а также водорослей, осуществляемые под частичным или полным контролем человека.
В современных условиях стабилизации промысла в мировом океане, улучшение обеспеченности человечества продукцией из водных биоресурсов находится в прямой зависимости от уровня развития аквакультуры. Только за последние десять лет объемы производства продукции аквакультуры в мире возросли почти в два раза и в 2005 году превысили 60 млн. тонн, что составляет около 60% общемирового вылова рыбы и других гидробионтов.
По экспертным оценкам биологический потенциал внутренних водоемов и прибрежных морских акваторий Российской Федерации, пригодных для развития аквакультуры, может обеспечить ее производство в нашей стране в объеме до 3 млн. т., что равно современному объему российского вылова рыбы в океанах и морях. Несмотря на это, развитие аквакультуры в России, располагающей огромным природно-климатическим и интеллектуальным потенциалом, находится на крайне низком уровне: её доля в общероссийской добыче рыбы и других водных животных и растений не превышает 5%. Одной из важнейших причин такого положения является то, что правовые отношения в этом секторе агропромышленного производства России, обеспечивающем получение пищевой, медицинской и технической продукции, а также сохранение биоразнообразия в водоемах страны, практически не регламентированы действующими законодательными актами.
Некоторые правовые нормы регулирования отношений в области аквакультуры содержатся во многих нормативных правовых актах, однако они нередко противоречат друг другу и не учитывают в должной мере специфику отношений в данной области. Отсутствуют унифицированные определения понятий аквакультура, акклиматизация объектов аквакультуры, искусственное воспроизводство, посадочный материал, промышленная аквакультура, генофондная (генетическая) коллекция рыб и других гидробионтов. Многие ведомственные акты и нормативные документы, регулирующие отношения в рыбоводстве, приняты во времена СССР и не соответствуют развивающимся в настоящее время рыночным отношениям по эффективному использованию в аквакультуре водных, земельных и других ресурсов страны.
Отсутствие комплексной законодательной базы и государственной поддержки сдерживает выход аквакультуры из кризиса и перехода к рыночным механизмам управления отраслью, формированию соответствующей рыночной инфраструктуры, эффективной системы ее функционирования и развития.
Учитывая, что в международной классификации видов экономической деятельности, аквакультура относится к рыбному хозяйству, она не включена составной частью во вступивший в действие с января 2007 года федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" и, как следствие, на предприятия этого сектора, находящегося в аналогичных с сельским хозяйством, условиях не распространяются меры государственной поддержки.
Принятые в последнее время Водный кодекс Российской Федерации и Лесной кодекс Российской Федерации создали дополнительные правовые коллизии во взаимоотношениях между юридическими и физическими лицами при организации и осуществлении работ в области аквакультуры.
Для устранения имеющихся пробелов в законодательстве, препятствующих ускоренному развитию аквакультуры предлагается принять федеральный закон "Об аквакультуре". Основной целью разрабатываемого проекта федерального закона "Об аквакультуре", является формирование нормативной правовой базы, направленной на создание условий устойчивого работы и развития аквакультуры. Это позволит в ближайшие годы улучшить обеспечение населения Российской Федерации рыбной продукцией и продукцией из других водных животных и растений по доступным ценам в пределах научно обоснованных норм потребления, а в будущем возместить потери рыбной продукции из-за значительного падения уловов отечественного рыбопромыслового флота в морях и океанах. Кроме того, развитие аквакультуры позволит производить различные виды технической продукции, являющиеся биологическим сырьем для пищевой, фармацевтической, комбикормовой и других отраслей промышленности, которые в настоящее время импортируются из других стран. Действие законопроекта также направлено на сохранение биоразнообразия водной фауны и флоры, формирование устойчивых промысловых и восстановление исчезающих природных популяций ценных видов рыб и других водных животных.
Главной целью законопроекта является усиление государственной политики в развитии аквакультуры на основе стимулирования частной инициативы, сбалансированности государственных и частных интересов и адекватного разделения полномочий федеральных, региональных и муниципальных органов исполнительной власти.
Также законопроект предусматривает создание системы финансовой и правовой защиты интересов юридических и физических лиц, являющихся владельцами хозяйств аквакультуры.
Принятие законопроекта позволит создать нормативную правовую базу для повышения эффективности реализации государственной политики в области развития аквакультуры, привлечения инвестиционных ресурсов, что увеличит получение пищевой рыбной продукции и укрепит продовольственную и экономическую безопасность России. Одновременно это позволит увеличить занятость трудоспособного населения и улучшить социальную обстановку в регионах.
В соответствии с научными и проектными разработками при благоприятных условиях, которые может обеспечить закон, продукция пресноводной и морской аквакультуры в Российской Федерации достигнет в 2020 году не менее 800 тыс. тонн на сумму 60-65 млрд. рублей при современном объеме 115 тыс. тонн стоимостью 6,7 млрд. рублей.
Финансово-экономическое обоснование и расчеты социально-экономических последствий принятия законопроекта "Об аквакультуре"
Финансово-экономическая оценка последствий принятия законопроекта базируется на работе ведущих научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций рыбного хозяйства (ВНИРО, ВНИЭРХ, ГосНИОРХ, КрасНИИРХ, ВНИИПРХ, АзНИИРХ, ФСГЦР, СибрыбНИИпроект, Востсибрыбцентр, КаспНИРХ), научных учреждений Российской академии наук и Российской академии сельскохозяйственных наук, отчетно-статистических данных действующих предприятий аквакультуры, опыте развития аквакультуры в других странах и других аналитических и статистических материалах.
В соответствии с научными и проектными разработками при благоприятных условиях, которые может обеспечить закон, продукция аквакультуры в Российской Федерации достигнет в 2020 году 800 тыс. тонн на сумму 60-65 млрд. рублей при современном объеме 115 тыс. тонн стоимостью 6,7 млрд. рублей. При этом в связи с повышением платежеспособности населения страны, произойдут изменения видового состава продукции аквакультуры в сторону увеличения доли осетровых, лососевых, других наиболее ценных рыб, а также нерыбных объектов (крабов, моллюсков, иглокожих, прочих беспозвоночных), рыночная стоимость которых значительно превышает цену карпа и растительноядных рыб, составляющих основу современного ассортимента культивируемых объектов.
При увеличении стоимости продукции аквакультуры на 55-60 млрд. рублей и расчетной рентабельности 25 %, ежегодные поступления в бюджеты разных уровней возрастут от налога на прибыль при ставке налога 24% на 3,5-4,0 млрд. рублей, от налога на добавленную стоимость - при ставке 14% (10 % для карпа, растительноядных рыб и 18% для деликатесных видов) более чем на 10 млрд. рублей. Отчисления от заработной платы (доля которой в затратах на производство продукции аквакультуры достигает 35% при норме отчислений в 26,3%) составит 3,5-4,0 млрд. рублей. Всего, по трем основным направлениям налогообложения, прогнозируемые поступления в бюджет составят ежегодно 17-18 млрд. рублей.
Увеличение продукции аквакультуры позволит значительно улучшить качество пищевой продукции, что окажет положительное влияние на состояние здоровья населения и косвенным образом снизит бюджетные расходы, направляемые на охрану здоровья.
Развитие аквакультуры в Российской Федерации будет способствовать росту продукции и услуг в других отраслях (производство комбикормов, машино- и приборостроение, тароупаковочные материалы, фармацевтика и другие) и значительному увеличению трудозанятости населения.
В соответствии с современными трудозатратами на выращивание рыбы и других водных животных и растений, развитие аквакультуры к 2020 году потребует вовлечения в производство не менее 100 тысяч человек, позволит поднять жизненный уровень населения, улучшить социально-экономическое положение в сельских и прибрежных регионах России.
Государственная поддержка в области развития аквакультуры осуществляется по линии Минсельхоза России в соответствии с планируемыми мероприятиями по следующим основным направлениям: воспроизводство водных биологических ресурсов, проведение противоэпизоотических мероприятий, сохранение и восстановление рыбопродуктивности водных объектов рыбохозяйственного значения.
Принятие Федерального закона "Об аквакультуре" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного Федерального закона "Об аквакультуре"
В случае принятия Федерального закона "Об аквакультуре" не потребуется внесения изменений и дополнений в другие законодательные акты Российской Федерации.
Перечень проектов нормативных актов, необходимых для реализации разрабатываемого законопроекта
Для исполнения Федерального закона "Об аквакультуре" необходимо предусмотреть следующие нормативные правовые акты:
1. Приказ Минсельхоза России "Об определении перечня особо опасных болезней, при которых допускается отчуждение объектов аквакультуры".
2. Приказ Минсельхоза России "Об утверждении Порядка возмещения ущерба, понесенного в результате отчуждения объектов аквакультуры".
3. Приказ Минсельхоза России "Об утверждении Порядка формирования и использования генофондных коллекций и маточных стад объектов аквакультуры".
4. Приказ Минсельхоза России "Об утверждении Порядка выпуска молоди ценных видов рыб в водные объекты рыбохозяйственного значения организациями, осуществляющими промышленное разведение и выращивание объектов аквакультуры".
5. Приказ Минсельхоза России "Об утверждении Типовой формы договора на право пользования рыбопромысловым участком для осуществления промышленной аквакультуры".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.