Заключение
Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии на проект федерального закона N 482298-5 "Об аквакультуре", внесенный Правительством Российской Федерации и альтернативный проект федерального закона N 400876-4 "Об аквакультуре", внесенный депутатами Государственной Думы Г.В. Куликом, В.М. Тарасюком, С.В. Муравленко, членами Совета Федерации Г.А. Горбуновым, В.А. Фетисовым, а также Н.В. Комаровой, Р.А. Храмовым, Ю.А. Спиридоновым, В.В. Ситновым, В.Н. Басыгысовым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел проект федерального закона N 482298-5 "Об аквакультуре" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации и альтернативный проект федерального закона N 400876-4 "Об аквакультуре", внесенный депутатами Государственной Думы Г.В. Куликом, В.М. Тарасюком, С.В. Муравленко, членами Совета Федерации Г.А. Горбуновым, В.А. Фетисовым, а также Н.В. Комаровой, Р.А. Храмовым, Ю.А. Спиридоновым, В.В. Ситновым, В.Н. Басыгысовым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы и отмечает следующее.
Современное развитие аквакультуры в России находится на крайне низком уровне. Доля продукции аквакультуры в общероссийской добыче рыбы и других водных животных и растений не превышает 5%, а душевое потребление такой продукции составляет 10% от всего рыбного рациона.
Основными причинами такого положения является отсутствие комплексной системы государственного регулирования, включая нормативно-правовую базу, регламентирующую правовые отношения в области аквакультуры, мер государственной поддержки.
В настоящее время указанную рыбохозяйственную деятельность Правительство Российской Федерации рассматривает как наиболее динамично развивающееся направление производства продуктов питания.
Принятие законопроекта позволит создать нормативную правовую базу для повышения эффективности реализации государственной политики в области развития аквакультуры, привлечения инвестиционных ресурсов, что увеличит получение пищевой рыбной продукции и укрепит продовольственную и экономическую безопасность России. Одновременно это позволит увеличить занятость трудоспособного населения и улучшит социальную обстановку в регионах.
Комитет поддерживает данную законодательную инициативу, при этом обращает внимание на следующее.
Законопроект подготовлен без учета изменений в правовом регулировании рыбохозяйственной деятельности, которые предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2010 года N 420-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" и отдельные законодательные акты Российской Федерации". В частности, в указанном законодательном акте Российской Федерации уже урегулированы вопросы искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов.
Из норм законопроекта, определяющих аквакультуру неясно, относится ли она к природопользованию, сельскому хозяйству или к каким-то иным сферам деятельности.
В связи с тем, что в законопроекте данная проблема не регулируется возникает множество вопросов, например, являются ли указанные в законопроекте животные и растения водными биологическими ресурсами, следует ли продукцию аквакультуры считать продукцией животноводства, относятся ли субъекты аквакультуры к сельскохозяйственным товаропроизводителям и так далее.
Из-за отсутствия в законопроекте должного правового регулирования указанных вопросов субъекты Российской Федерации предлагают ввести в законопроект например, понятие "сельскохозяйственное рыбоводство", как исторически сложившийся вид деятельности, осуществляемый сельхозтоваропроизводителями. Предлагается также законопроект дополнить понятием "индустриальное рыбоводство", которое осуществляется в садках, бассейнах на теплых водах энергетических объектов, в естественных водных объектах, установках с замкнутым водоснабжением.
В настоящее время отношения в области развития аквакультуры регулируются различными законодательными актами Российской Федерации.
В связи с этим возникает необходимость исключения из них соответствующих норм, либо приведения этих норм в соответствие с новыми правовыми требованиями.
Законопроектом данная задача решается не в полной мере.
В частности возникает необходимость во внесении уточнений в Водный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О сельскохозяйственной кооперации".
Законопроект имеет существенный пробел, ограничившись подробным регулированием вопросов предоставления в пользование исключительно водных объектов.
Наряду с водными отношениями в законопроекте необходимо полноценно урегулировать также градостроительные и земельные отношения.
Так статьей 19 законопроекта Земельный кодекс Российской Федерации дополняется нормой установления публичного сервитута в целях аквакультуры. Возникает вопрос о целесообразности и правомерности использования земельных участков для строительства рыбоводных комплексов и других сооружений на указанном праве.
В законопроекте не нашло должного правового регулирования вопросы разграничения полномочий в области аквакультуры между всеми уровнями государственной власти.
Статьей 5 законопроекта предусмотрено, что участниками отношений в области аквакультуры являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования и субъекты аквакультуры. Однако их полномочия в законопроекте не определены.
В законопроекте необходимо также более четко определить право собственности на объекты аквакультуры и продукцию из них.
В основных принципах государственного регулирования аквакультуры необходимо определить, что развитие аквакультуры является одной из мер по обеспечению продовольственной безопасности страны и сохранению биоразнообразия водных биоресурсов.
В законопроекте устанавливаются виды аквакультуры и специфика их осуществления без учета целого ряда факторов, имеющих решающее значение для решения правовых проблем, связанных с развитием аквакультуры.
Существует несколько вариантов классификации аквакультуры.
В зависимости от водной среды различают марикультуру (в морях и океанах) и лимнокультуру (в пресной воде).
Принято также подразделять аквакультуру, основываясь на степени антропогенного воздействия на процесс выращивания водных организмов.
Если такое участие ограничивается лишь начальными стадиями развития водных организмов, то речь идет о так называемой "пастбищной аквакультуре" (наибольшие успехи эта разновидность аквакультуры получила применительно к тихоокеанским лососям и осетровым видам рыб).
При выращивании водных организмов с антропогенным воздействием на всех этапах их развития выделяются определенные типы аквакультуры (прудовое, садковое, бассейновое и т. д.). Такая градация связывается со способом ограничения передвижения культивируемых водных организмов.
Специалисты рыбного хозяйства, применяя указанные классификации аквакультуры, отмечают, что в разных странах обычно преобладает определенная разновидность "товарных хозяйств". Например, в Норвегии практически вся аквакультура представлена морскими садковыми фермами. В России основную часть искусственно выращенных водных организмов получают на пресноводных прудовых хозяйствах.
Представляется, что в законопроекте указанные обстоятельства недостаточно приняты во внимание.
В соответствии со статьей 26.4 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" 5 субъектов Российской Федерации поддержали законопроект, остальные субъекты Российской Федерации свою позицию не выразили.
В связи с изложенным, с учетом устранения замечаний по законопроекту ко второму чтению, Комитет по природным ресурсам, природопользованию и экологии рекомендует Государственной Думе принять рассматриваемый законопроект в первом чтении.
Проект федерального закона N 400876-4 "Об аквакультуре" был внесен в Государственную Думу 2 марта 2007 года. Данный законопроект составлен без учета требований Водного кодекса Российской Федерации, Федеральных законов "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", "О племенном животноводстве", "О ветеринарии", "О развитии сельского хозяйства" и некоторых других законодательных актов Российской Федерации. С момента внесения проекта федерального закона N 400876-4 "Об аквакультуре" в законодательстве Российской Федерации произошли существенные изменения, которые в указанном законопроекте не учтены. Кроме того, в январе 2011 год функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыбоводства (аквакультуры), товарного рыбоводства перешли от Минсельхоза России к Росрыболовству.
В заключениях Правительства Российской Федерации от 16 июля 2007 г. N 2897п-П9 и Государственно-правового управления Президента Российской Федерации от 19.09.2007 N А6-7560 имеются множественные замечания к данному законопроекту.
На основании вышеизложенного Комитет рекомендует Государственной Думе отклонить альтернативный проект федерального закона N 400876-4 "Об аквакультуре".
Председатель Комитета |
Е.А. Туголуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.