Заключение
Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству на проект федерального закона N 114935-5 "О внесении изменений в статью 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (об уточнении состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 9.4 Кодекса), внесенный Московской городской Думой
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предусматривается внесение изменений в статью 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) путем дополнения наименования и абзаца первого части 1 данной статьи после слов "в области строительства" словами ",санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пожарной безопасности, охраны окружающей среды". Предлагаемые изменения направлены на реализацию органами государственного строительного надзора права осуществлять пожарный, санитарно-эпидемиологический надзор и экологический контроль в рамках государственного строительного надзора.
В соответствии с действующей редакцией статьи 9.4 Кодекса "Нарушение требований проектной документации и нормативных документов в области строительства" административная ответственность наступает за нарушение требований и нормативных документов в области строительства при строительстве, реконструкции, капитальном строительстве объектов капитального строительства.
Комитет Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев представленную законодательную инициативу, отмечает следующее.
В соответствии с пунктом 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также государственного экологического контроля в отношении объектов, строительство, реконструкция, капитальный ремонт которых осуществляются в исключительной экономической зоне, на континентальном шельфе, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации.
Данная норма запрещает органам государственного строительного надзора проводить проверки исполнения экологического, земельного, санитарно-эпидемиологического, противопожарного и другого законодательства на объектах строительства.
Вместе с тем, необходимо отметить, что данный запрет вступает в противоречие с действующим законодательством Российской Федерации в других отраслях права.
Согласно пункту 2 статьи 12 и пункту 1 статьи 50 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, расширении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила. Должностные лица, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при исполнении своих служебных обязанностей и по предъявлении служебного удостоверения имеют право беспрепятственно посещать территории и помещения объектов, подлежащих государственному санитарно-эпидемиологическому надзору, в целях проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, и должностными лицами санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
В соответствии с частью 11 статьи 6 Федерального закона "О пожарной безопасности" в случае, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный пожарный надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
В соответствии с частью 3 пункта 1 статьи 65 Федерального закона "Об охране окружающей среды" в случае, если при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) осуществляется в рамках государственного строительного надзора органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Таким образом, если пункт 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации запрещает осуществлять на рассматриваемых объектах иной надзор, кроме строительного, то приведенные выше нормы права предписывают его проводить.
Необходимо отметить, что данные Федеральные законы имеют с Градостроительным кодексом Российской Федерации одинаковый статус и не содержат указаний на какие-либо исключения применительно к строительной деятельности, поэтому при имеющейся конкуренции норм правоприменитель мог бы руководствоваться нормами законодательства о соответствующем надзоре. Кроме того, указанное противоречие могло бы быть устранено путем внесения соответствующих изменений в Градостроительный кодекс РФ.
Предлагаемое же авторами законопроекта внесение изменений в статью 9.4 Кодекса путем дополнения наименования и абзаца первого части 1 статьи словами ",санитарно-эпидемиологического благополучия населения, пожарной безопасности, охраны окружающей среды", в целях, как представляется, устранения вышеуказанной конкуренции норм, является необоснованным и вступит в противоречие с нормами Градостроительного кодекса РФ, тогда как правовое регулирование отношений в области строительства осуществляется прежде всего в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, проект федерального закона N 114935-5 "О внесении изменений в статью 9.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный Московской городской Думой, рекомендуется Комитетом по конституционному законодательству и государственному строительству к отклонению.
Утверждено на заседании Комитета "11" февраля 2011 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.