Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 520760-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду и введения муниципального экологического контроля"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Статьей 42 Конституции Российской Федерации предусмотрено право гражданина на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Предлагаемый к внесению законопроект разработан с целью установления императивной нормы, предусматривающей постановку на учет в качестве плательщика платы за негативное воздействие на окружающую среду, введения ответственности за нарушение данного требования, наделения органов местного самоуправления полномочиями по осуществлению муниципального экологического контроля, в том числе для повышения собираемости платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Одним из основных принципов охраны окружающей среды в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон), является презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности. Законом определен и принцип платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде, направленный на осуществление эффективного использования природных ресурсов, снижение их недооценки.
Плата выполняет функцию ресурсосбережения, включая в себя платежи за каждый ингредиент загрязнения, вид вредного воздействия, что ведет к оздоровлению окружающей среды и снижению природоемкости национального дохода.
Многолетняя практика природопользования показывает, что отсутствие в настоящее время императивной нормы, предусматривающей постановку на учет в качестве плательщика за негативное воздействие на окружающую среду, даже при наличии государственного экологического контроля и осуществлении экологического мониторинга, не позволяет надлежащим образом организовать своевременность компенсационных мер за негативное воздействие на окружающую среду.
Вместе с тем, само установление обязанности постановки на учет юридических и физических лиц при осуществлении платы за негативное воздействие на окружающую среду без соответствующих санкций за ее неисполнение не будет иметь необходимого эффекта, что требует внесения соответствующих изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
Установленный в настоящее время статьей 8.41 КоАП размер штрафа за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду, налагаемого на должностных лиц, незначителен, и, зачастую, не соразмерен с размером приносимого ущерба, а несвоевременная уплата не позволяет компенсировать наносимый вред. Статьей 3 законопроекта предлагается увеличить размер административного штрафа на должностных лиц, установив его в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
За период 2010 года государственными инспекторами департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Костромской области осуществлено 82 проверки хозяйствующих субъектов в сфере экологического контроля. По итогам 8 месяцев 2010 года государственными инспекторами рассмотрено 130 административных дел, привлечено к административной ответственности 117 юридических, физических и должностных лиц. Наложено штрафов на 2082,0 тысячи рублей.
В Костромской области 34536 объектов регионального контроля.
Учитывая малочисленность государственных инспекторов, осуществляющих государственный экологический контроль на региональном уровне, законопроектом предлагается наделить органы местного самоуправления полномочиями по осуществлению муниципального экологического контроля.
Федеральный и региональный экологический контроль в настоящее время разграничен на основании Перечня объектов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 года N 285 "О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю" (далее - Постановление). Вместе с тем, в действующем Перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, фактически приведен не перечень конкретных объектов, а критерии их отнесения к таковым, и лишь в пункте 2 Постановления установлено, что список объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих федеральному государственному экологическому контролю, утверждается Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В связи с тем, что законопроектом предлагается введение муниципального экологического контроля, в целях разграничения объектов, подлежащих государственному федеральному и региональному экологическому контролю, муниципальному экологическому контролю, возникает необходимость введения критериев отнесения объектов хозяйственной и иной деятельности к перечням объектов, подлежащих федеральному и региональному государственному экологическому контролю. Для этого в законопроекте предусмотрено соответствующее полномочие Правительства Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды.
Полномочие по определению перечней объектов, подлежащих государственному федеральному экологическому контролю, региональному экологическому контролю, муниципальному экологическому контролю, предлагается закрепить соответственно за федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственное управление в области охраны окружающей среды, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, соответствующими органами местного самоуправления.
Принятие законопроекта позволит более четко и качественно осуществлять экологический контроль, в том числе на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, ужесточение санкции за административное правонарушение в сфере охраны окружающей среды и введение дополнительной административной ответственности за нарушение норм, установленных природоохранным законодательством, послужит инструментом предупреждения (предотвращения) новых административных правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, и формирования у них законопослушных установок поведения.
Председатель |
А.И. Бычков |
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду и введения муниципального экологического контроля"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду и введения муниципального экологического контроля" потребует принятия нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации об установлении критериев отнесения объектов хозяйственной и иной деятельности к перечням объектов, подлежащих федеральному и региональному государственному экологическому контролю, порядка постановки на учет в качестве плательщика за негативное воздействие на окружающую среду и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 31 марта 2009 года N 285 "О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю".
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду и введения муниципального экологического контроля"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части постановки на учет плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду и введения муниципального экологического контроля" не потребует дополнительных финансовых затрат из федерального бюджета.
Расходы, связанные с исполнением федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими полномочия в области охраны окружающей среды, функции по учету плательщиков за негативное воздействие на окружающую среду, предлагается осуществлять за счет средств федерального бюджета на соответствующий финансовый год, предусмотренных на содержание соответствующих федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.