Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 521063-5 "О внесении изменений в федеральные законы "О банках и банковской деятельности" и "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
Досье на проект федерального закона
Законопроект подготовлен в целях реализации пункта 3 раздела IV Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, пунктов 21 - 24 плана мероприятий по созданию международного финансового центра в Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2009 г. N 911-р.
Целью законопроекта является приведение законодательной базы консолидированного надзора и раскрытия кредитными организациями, банковскими группами и банковскими холдингами информации о своей деятельности в соответствие с современной международной практикой в данной области.
В связи с этим законопроектом предусматривается введение понятий прямого и косвенного контроля, прямого и косвенного существенного влияния, связанных с кредитной организацией лиц, а также уточнение понятий банковской группы и банковского холдинга. В частности, предлагается признавать банковской группой объединение юридических лиц, находящихся под прямым или косвенным контролем либо существенным влиянием одной кредитной организации, а также установить, что доля банковской деятельности в деятельности банковского холдинга составляет не менее 40 процентов.
Законопроектом предполагается устранить препятствия для обмена информацией между головными организациями (управляющими компаниями) банковских групп (банковских холдингов) и их участниками, а также законодательно закрепить основы взаимодействия Банка России и федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по надзору за финансовыми организациями, при осуществлении надзора за деятельностью банковских групп и банковских холдингов.
Законопроектом вносятся дополнения в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)", уточняющие полномочия Банка России в отношении осуществления процедур надзора на консолидированной основе. В частности, предполагается закрепление за Банком России права на определение методики расчета собственных средств (капитала) банковских групп и банковских холдингов, установление обязательных нормативов деятельности банковских холдингов, проведение проверок банковских групп и банковских холдингов и применение мер воздействия к банковским группам за нарушения, выявленные в их деятельности, а также инициирование надзорных действий по отношению к банковским холдингам со стороны уполномоченных надзорных органов.
Кроме того, законопроектом уточняется состав индивидуальной отчетности кредитных организаций и консолидированной отчетности банковских групп и банковских холдингов, составляемой для представления в целях надзора в Банк России, а также подлежащей опубликованию в открытой печати.
По информации Банка России, по состоянию на 1 января 2011 г. в состав 149 банковских (консолидированных) групп и 33 банковских холдингов, действующих на территории Российской Федерации, входят 224 кредитные организации, доля активов которых в совокупных активах банковского сектора Российской Федерации составляет около 86 процентов. В состав 30 групп входят две и более кредитные организации, 119 групп сформированы из одной кредитной организации, являющейся головной, и некредитных организаций. Во всех группах преобладает банковская деятельность.
Введение в действие законопроекта будет способствовать повышению качества управления рисками в банковских группах и банковских холдингах, эффективности банковского надзора, своевременному выявлению сфер повышенных рисков, принимаемых кредитными организациями, входящими в состав банковских групп и банковских холдингов, включая риски от операций с некредитными организациями - участниками банковских групп и банковских холдингов, а также позволит заинтересованным пользователям получать более полную и достоверную информацию о деятельности банковских групп и банковских холдингов для принятия обоснованных экономических решений.
Принятие законопроекта соответствует требованиям проводимой административной реформы в части установления действующим законодательством норм прямого действия и позволит приблизить правовое регулирование отношений в банковской сфере к международно признанным подходам, что будет иметь положительный международный резонанс.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "О банках и банковской деятельности" и "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "О банках и банковской деятельности" и "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "О банках и банковской деятельности" и "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
Принятие и реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в федеральные законы "О банках и банковской деятельности" и "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" не потребуют дополнительных затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также внебюджетных фондов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.