Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 1875-5 "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Необходимость разработки и принятия федерального закона "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Проект) обусловлена следующими обстоятельствами.
В соответствии со статьей 7 Конституции РФ Российская Федерация -социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии.
Согласно пункту 3 статьи 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) расчетный пенсионный капитал для определения страховой части трудовых пенсий, предусмотренных указанной статьей, устанавливается в соответствии со статьей 30 Федерального закона.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона предусмотрено, что для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (ЗР / ЗП) учитывается в следующих размерах:
не свыше 1,4 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере до 1,5;
не свыше 1,7 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,5 до 1,8;
не свыше 1,9 - для лиц, проживающих в указанных районах и местностях, в которых к заработной плате работников установлен районный коэффициент в размере от 1,8 и выше.
При этом, если установлены разные районные коэффициенты к заработной плате, учитывается коэффициент к заработной плате, действующий в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Вместе с тем в настоящее время существует проблема, связанная с исчислением трудовой пенсии с применением повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации, в частности, членам экипажей судов рыбопромыслового флота.
Так, члены экипажей траулеров Архангельского тралового флота, вышедшие на пенсию, получают ее с учетом районного коэффициента 1,4 (по месту приписки судна к порту города Мурманска) несмотря на то, что их и других океанов, где применялись коэффициенты от 1,5 до 2,0.
В соответствии с пунктом 4 разъяснения Министерства труда и социального развития Российской Федерации "О порядке применения пункта 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в части определения повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также за пределами этих районов и местностей", утвержденного постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 22 апреля 2003 года N 22, в случаях, когда представлен заработок с различными по размеру районными коэффициентами, для определения размера повышенного отношения заработков учитывается последний по времени получения районный коэффициент, начисленный к представленной заработной плате в период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" разъясняется, что при определении отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации следует иметь в виду, что среднемесячный заработок застрахованного лица исчисляется с учетом фактически начисленной заработной платы, а повышенное отношение заработков - с учетом районного коэффициента к заработной плате, установленного в централизованном порядке (органами государственной власти СССР, федеральными органами исполнительной власти).
Несмотря на вышеназванные положения, Пенсионный фонд Российской Федерации продолжает производить расчет трудовых пенсий указанной категории лиц в том порядке, в котором осуществлял его ранее.
Проектом предлагается установить иной порядок исчисления трудовой пенсии с применением повышенного отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (применительно к членам экипажей судов рыбопромыслового флота), который будет учитывать районный коэффициент, фактически начислявшийся к заработной плате в районах, где по факту осуществлялась трудовая деятельность (районах промысла).
Принятие Проекта позволит восстановить социальную справедливость, увеличить размеры назначаемых трудовых пенсий для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, повысить уровень жизни пенсионеров.
Председатель Архангельского областного |
В.С. Фортыгин |
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" потребует в 2008 году дополнительных финансовых расходов из федерального бюджета в размере 12809,28 млн. руб.
На основании подпункта "г" пункта 1 статьи 105 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и пункта 2 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2122-1 "Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)" с целью представления полного финансово-экономического обоснования к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Архангельским областным Собранием депутатов были подготовлены и направлены соответствующие запросы в Пенсионный фонд Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации и Министерство регионального развития Российской Федерации.
В связи с этим в адрес Архангельского областного Собрания депутатов поступил ответ заместителя председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации Л.И. Чижик и начальника Бюджетного департамента Пенсионного фонда Российской Федерации Л.Н. Купиной, содержащий расчеты дополнительных расходов из федерального бюджета на выплату трудовых пенсий согласно проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (применение при конвертации вместо централизованно установленного коэффициента к заработной плате коэффициента, с использованием которого исчислен среднемесячный заработок, т.е. применение коэффициента к заработной плате, фактически действующего в данном районе), в соответствии с которыми:
Nп/п |
Содержание |
|
Для проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях | ||
1 |
Численность получателей трудовой пенсии по состоянию на 30.06.2006 г. |
2651,58 тыс. чел. |
2 |
Из общей численности получателей трудовых пенсий лица, у которых при конвертации учтено соотношение заработков в размере не свыше 1,4 |
1921,56 тыс. чел. |
|
из них при реализации законопроекта соотношение заработков будет учитываться в размере не свыше 1,7 |
837,32 тыс. чел. |
3 |
Из общей численности получателей трудовых пенсий лица, у которых при конвертации учтено соотношение заработков в размере не свыше 1,7 |
678,32 тыс. чел. |
|
из них при реализации законопроекта соотношение |
|
|
заработков будет учитываться в размере не свыше 1,9 |
168,18 тыс. чел. |
4 |
Средний размер стажевого коэффициента |
0,65 |
5 |
Коэффициент индексации страховой части трудовой пенсии на 01.10.2006 г. |
2,0509 |
6 |
Средний размер увеличения пенсии на 01.10.2006 г., в том числе: при повышении отношения заработков с не свыше 1,4 до не свыше 1,7 (0,65 х (1,7-1,4) х 1671 х 2,0509) при повышении отношения заработков с не свыше 1,7 до не свыше 1,9 (0,65 х (1,9-1,7) х 1671 х 2,0509) |
631,02 руб. 668,28 руб. 445,52 руб. |
7 |
Дополнительные расходы в месяц в 2006 году |
634,49 млн. руб. |
Для выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей (при условии, что выезд осуществлялся равномерно из всех районов) | ||
8 |
Численность пенсионеров, имеющих необходимый стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях |
1,75 млн. чел. |
|
из них при реализации законопроекта соотношение заработков будет повышено (38 %) |
665,0 тыс. чел. |
9 |
Дополнительные расходы в месяц в 2006 году: 631,02x665 |
419,63 млн. руб. |
Итого по Российской Федерации | ||
10 |
Дополнительные расходы в месяц в 2006 году, кроме того доставка (1,264 %) Дополнительные расходы в месяц в 2006 году, всего |
1054,12 млн. руб. 1332 млн. руб. 1067,44 млн. руб. |
Председатель Архангельского областного |
В.С. Фортыгин |
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Председатель Архангельского областного |
В.С. Фортыгин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.