Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду и социальной политике
по проекту федерального закона N 1875-5 "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"
(об изменении порядка и условий учета размера отношения среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации при оценке пенсионных прав граждан)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике рассмотрел проект федерального закона N 1875-5 "О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", внесенный Архангельским областным Собранием депутатов, и отмечает следующее.
Законопроектом предусматривается внесение изменений в пункт 2 статьи 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), которыми предлагается при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в которых установлены районные коэффициенты к заработной плате, отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации определять в зависимости от размера районного коэффициента, фактически начисленного к заработной плате.
В соответствии с пунктом 3 статьи 30 Федерального закона, при оценке пенсионных прав застрахованных лиц, проживавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях на 1 января 2002 года, повышенное отношение среднемесячного заработка застрахованного лица к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации (не свыше 1,4; 1,7; 1,9) определяется с учетом районного коэффициента к заработной плате, установленного в данном районе или местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей. При этом среднемесячный заработок застрахованного лица при определении расчетного размера трудовой пенсии в ходе конвертации пенсионных прав исчисляется из фактически начисленной заработной платы (с учетом любых надбавок и любых районных коэффициентов, установленных к заработной плате) то есть в порядке, установленном ранее действовавшим законодательством.
Следует учитывать, что Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ внесены существенные изменения в Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", которые предусматривают иную редакцию затрагиваемой законопроектом статьи и вступили в силу с 1 января 2010 года.
Кроме того, действие предлагаемых законопроектом норм будет распространяться не на всех застрахованных лиц, а только, на тех, кому трудовая пенсия назначена была по состоянию на 31 декабря 2001 года.
Реализация предлагаемых законопроектом изменений приведет к увеличению размера страховой части трудовой пенсии, что потребует выделения дополнительных средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Фонд) и может привести к необходимости передачи бюджету Фонда средств федерального бюджета в силу положений статьи 5 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и статьи 24 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования". Согласно финансово-экономическому обоснованию, представленному к законопроекту, сумма расходов составит 12,7 млрд. рублей в год (по состоянию на 1.10.2006 года).
Следует отметить, что в 2010 году предусмотрены значительные бюджетные ассигнования, предоставляемые за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на покрытие дефицита бюджета Фонда, в том числе на проведение валоризации расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного при оценке его пенсионных прав.
Положения законопроекта также должны быть согласованы с требованиями и пункта 2 статьи 6 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в соответствии с которыми при внесении в указанный закон изменений, требующих увеличения расходов на выплату трудовых пенсий (частей трудовых пенсий), в соответствующем федеральном законе определяются конкретный источник и порядок финансирования дополнительных расходов, а также в обязательном порядке принимаются федеральные законы о внесении необходимых изменений в федеральные законы о федеральном бюджете и бюджете Фонда. В рассматриваемом законопроекте таких положений не предусматривается.
На законопроект поступили 34 отзыва от законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, из них: 25 законопроект поддерживают, 4 замечаний и предложений не имеют, 5 высказались против принятия законопроекта. От исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации поступило 43 отзыва, из них 26 законопроект поддерживают, 2 замечаний не имеют, 28 - против. Согласованные отзывы поступили из 3 регионов.
Комитет Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов, концепцию законопроекта поддерживает. Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению концепцию законопроекта не поддерживает.
Комитет Государственной Думы по проблемам Севера и Дальнего Востока, являющийся соисполнителем по законопроекту, концепцию законопроекта не поддерживает.
Правительством Российской Федерации законопроект не поддерживается.
В заключении Правового Управления Аппарата Государственной Думы указывается на ряд концептуальных замечаний, в том числе касающихся источника финансирования расходов, предусмотренных законопроектом.
Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике, рассмотрев проект федерального закона, рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении.
Председатель комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.