Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 503176-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" разработан во исполнение решения (протокол от 4 февраля 2009 г. N 1, раздел IV) Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее - Правительственная комиссия) о совершенствовании установленного Федеральным законом от 29 апреля 2008 г. N 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" (далее - Федеральный закон N 57-ФЗ) порядка рассмотрения ходатайств иностранных инвесторов.
Практика применения Федерального закона N 57-ФЗ показывает, что его нормы содержат ряд пробелов правового регулирования, связанных с установленным порядком подачи и рассмотрения ходатайств иностранных инвесторов.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 57-ФЗ к видам деятельности, имеющим стратегическое значения для обеспечения обороны страны и безопасности государства, относятся в том числе деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний (пункт 3 статьи 6), и деятельность по эксплуатации радиационных источников (пункт 4 статьи 6).
Практика работы уполномоченного органа на выполнение функций по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (ФАС России) показала, что отдельные хозяйственные общества для обеспечения своей основной производственной деятельности имеют лицензии на осуществление деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний (это - сыродельные заводы, молочные комбинаты), на деятельность по эксплуатации радиационных источников (использование рентгеновских медицинских аппаратов, стоматологических аппаратов, дефектоскопов, приборов для досмотра багажа и др.).
В целях устранения излишних административных барьеров для иностранных инвесторов в сферах производства продуктов питания, оказания услуг населению законопроектом предлагается внесение изменений в пункты 3 и 4 статьи 6 Федерального закона N 57-ФЗ, направленных на исключение из стратегических видов деятельности деятельность, связанную с использованием возбудителей инфекционных заболеваний IV группы патогенности, а также деятельность по эксплуатации радиационных источников 4 категории потенциальной радиационной опасности.
Пунктами 12, 13 и 14 статьи 6 Федерального закона N 57-ФЗ установлено, что деятельность в отношении разработки, производства, распространения и технического обслуживания шифровальных (криптографических) средств отнесена к видам деятельности, имеющим стратегическое значения для обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В настоящее время вышеуказанные виды деятельности, помимо специализированных организаций, осуществляют кредитные организации, основным видом деятельности которых является оказание банковских услуг.
На основании решения Правительственной комиссии (протокол от 10 октября 2008 г. N 1) введена упрощенная процедура рассмотрения ходатайств по сделкам в отношении кредитных организаций, имеющих лицензии на осуществление деятельности по распространению, обслуживанию шифровальных (криптографических) средств и предоставлению услуг в области шифрования информации - решение по сделкам принимает ФАС России на основании заключения ФСБ России с последующим уведомлением Правительственной комиссии о принятом решении.
С целью либерализации контроля в отношении субъектов банковской деятельности законопроектом предполагается внесение изменений в пункты 12 - 14 статьи 6 Федерального закона N 57-ФЗ, исключающих деятельность банков в области криптографии из видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, за исключением банков, в уставном капитале которых присутствует доля (вклад) Российской Федерации.
Кроме того, законопроектом из пункта 3 части 1 статьи 7 Закона N 57-ФЗ исключается необходимость предварительного согласования иностранным инвестором или группой лиц сделок по приобретению акций (долей) хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение и осуществляющего пользование участком недр федерального значения, в том числе, при осуществлении дополнительной эмиссии, в результате совершения которых доля участия этого иностранного инвестора или этой группы лиц в уставном капитале такого хозяйственного общества не увеличивается.
В связи с тем, что у ФСБ России отсутствуют полномочия по даче заключения о возникновении угрозы обороне страны или об отсутствии такой угрозы в результате совершения сделки, ФСБ России для подготовки таких заключений направляет соответствующие запросы в Минобороны России.
В этой связи законопроектом предполагается внесение изменений в статью 10 Федерального закона N 57-ФЗ, направленных на наделение Минобороны России полномочиями по даче заключений о возникновении угрозы обороне страны или об отсутствии такой угрозы в результате совершения предполагаемой сделки.
Практика применения Федерального закона N 57-ФЗ свидетельствует о том, что установленный законом двадцатидневный срок подготовки заключений о возникновении угрозы обороне страны и безопасности государства является недостаточным. В этой связи срок подготовки заключений ФСБ России и Минобороны России законопроектом предлагается увеличить с двадцати дней до тридцати дней без изменения общего срока рассмотрения ходатайств.
Кроме того, предполагается внесение изменения в часть 3 статьи 12 Федерального закона N 57-ФЗ, направленного на увеличение до тридцати дней срока заключения соглашения между уполномоченным органом и иностранным инвестором - заявителем ходатайства, в случае, если Правительственной комиссией принято решение о согласовании сделки с условием выставления соответствующих обязательств.
В целом принятие данного законопроекта позволит совершенствовать порядок рассмотрения ходатайств иностранных инвесторов, устранить излишние административные барьеры для иностранных инвесторов.
Принятие данного федерального закона не потребует внесения изменений в другие нормативные правовые акты Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" не повлечет за собой признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия федеральных законов.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" не потребует дополнительных затрат из средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.