Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 518599-5 "О создании и упразднении некоторых районных (городских) судов Красноярского края"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О создании и упразднении некоторых районных (городских) судов Красноярского края" разработан в соответствии со статьей 17 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации".
Новая редакция данного проекта федерального закона подготовлена с учетом замечаний, изложенных в заключении Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2010 года N 6312п-П4 на проект федерального закона N 408347-5 "О создании и упразднении некоторых районных (городских) судов Красноярского края", который был внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации в качестве законодательной инициативы Законодательного Собрания Красноярского края в соответствии с постановлением Законодательного Собрания Красноярского края от 8 июля 2010 года N 10-4947П.
Принятие предлагаемого закона позволит привести судебную систему Красноярского края в соответствие с действующим федеральным законодательством.
С 1 января 2004 года вступил в силу пункт 3 части 2 статьи 30 УПК РФ, в соответствии с которым при наличии ходатайства обвиняемого, заявленного до назначения судебного заседания в соответствии со статьей 231 УПК РФ, уголовные дела о тяжких и особо тяжких преступлениях рассматриваются судом в составе коллегии из трех судей федерального суда общей юрисдикции.
В настоящее время на территории два односоставных суда: Диксонский и Усть-Енисейский районные суды. Должность председателя Диксонского районного суда вакантна.
На территории Красноярского края 6 районных (городских) судов функционируют в рамках одной административно-территориальной единицы, а именно:
Туруханский районный суд и Игарский городской суд - в Туруханском районе (в каждом суде по 3 состава);
Канский городской суд (13 судебных составов) и Канский районный суд (4 судебных состава) - на территории Канского района;
Шарыповский городской суд (8 судебных составов) и Шарыповский районный суд (3 судебных состава) - на территории Шарыповского района.
В связи с объединением Красноярского края с Таймырским (Долгано-Ненецким) и Эвенкийским автономными округами в составе Таймырского Долгано-Ненецкого района края отправляют правосудие:
Дудинский районный суд;
Хатангский районный суд;
Диксонский районный суд;
Усть-Енисейский районный суд;
в составе Эвенкийского района:
Байкитский районный суд;
Илимпийский районный суд;
Тунгусско-Чунский районный суд, что делает невозможной реализацию изложенного требования Федерального закона.
Анализ нагрузки судей названных судов и перспективы роста населения районов свидетельствуют о том, что введение дополнительных единиц судей является нецелесообразным. Кроме того, имеются сложности в подборе кадров на должности судей для работы в данных районах ввиду их удаленности от краевого центра. Увеличение штатной численности судей потребует изыскания дополнительных площадей для судов, повлечет расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение вновь назначенных судей и работников аппаратов судов.
Закон РСФСР от 8 июля 1981 года N 976 "О судоустройстве РСФСР" позволяет создавать районный суд в судебном районе, территория которого охватывает имеющие общие (смежные) границы территории нескольких районов или иных соответствующих им административно-территориальных единиц субъекта Российской Федерации (часть 2 статьи 21).
В связи с этим выход из сложившейся ситуации возможен путем упразднения Диксонского, Дудинского, Усть-Енисейского, Хатангского, Байкитского, Илимпийского, Тунгусско-Чунского, Канского, Шарыповского районных судов Красноярского края с передачей отнесенных к их ведению вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию близлежащих районных (городских) судов края, а именно: Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского районных судов, вновь созданных Канского и Шарыповского районных судов.
Схема размещения судов останется неизменной. В зданиях упраздненных судов: Диксонского, Дудинского, Усть-Енисейского, Хатангского, Байкитского, Илимпийского, Тунгусско-Чунского, Канского, Шарыповского - сохранятся филиалы упраздненных судов со штатным расписанием судебных составов, соответствующим нагрузке по уголовным, гражданским делам и материалам. Нагрузка на судей по рассмотрению дел останется неизменной либо будет уравновешена путем равномерного распределения дел между судьями укрупненных районных судов, а также перераспределения штатной численности судей внутри края.
На территории Туруханского района Красноярского края располагается трехсоставный Туруханский районный суд (районный центр село Туруханск) и трехсоставный Игарский городской суд (в городе Игарка). Расстояние от первого до города Красноярска - 1400 км, от второго - 1800 км, а между селом Туруханск и городом Игарка - 400 км. Сообщение с краевым центром и между указанными населенными пунктами зимой - только самолетом, летом возможно и водное. С учетом удаленности месторасположения, а эта местность отнесена к районам Крайнего Севера, указанные суды решено не упразднять и не реорганизовывать. При возникновении необходимости рассмотрения уголовного дела в Туруханском районе в порядке пункта 3 части 2 статьи 30 УПК РФ вопрос подсудности будет определяться через Красноярский краевой суд.
Кроме того, на сегодняшний день на территории муниципального образования город Норильск, куда в соответствии с Законом Красноярского края от 10 декабря 2004 года N 12-2697 "О наделении муниципального образования город Норильск статусом городского округа" входят города Кайеркан и Талнах, а также поселок Снежнегорск, отправляет правосудие Норильский городской суд. Этот суд располагается в трех городах, или, согласно пункту 4 статьи 13 Устава муниципального образования город Норильск, в трех административных районах, а именно: в самом Норильске (Центральный район), в Кайеркане (район Кайеркан), где население составляет 27,0 тыс. человек, а расстояние до Норильска - 24 км, и в Талнахе (район Талнах), где население - 58,0 тыс. человек, а расстояние до Норильска - 26 км. Такие условия расположения в условиях Крайнего Севера создают определенные сложности не только председателю Норильского городского суда в обеспечении управления и принятии организационных решений, но и гражданам в обеспечении их права на защиту в суде. Поэтому представляется целесообразным создание 3 новых самостоятельных судов за счет штатной численности Норильского городского суда, а именно: Центрального районного, Кайерканского районного и Талнахского районного судов города Норильска Красноярского края.
Таким образом, упразднение судов с одновременной передачей отнесенных к их ведению вопросов осуществления правосудия в юрисдикцию других судов не повлечет за собой ограничение деятельности по осуществлению правосудия и не подорвет стабильность судебной системы Красноярского края в целом.
Более того, создание судов, юрисдикция которых распространяется на несколько смежных районов, будет способствовать самостоятельности и независимости судей, что является одним из приоритетных направлений судебно-правовой реформы в России.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О создании и упразднении некоторых районных (городских) судов Красноярского края"
Принятие Федерального закона "О создании и упразднении некоторых районных (городских) судов Красноярского края" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О создании и упразднении некоторых районных (городских) судов Красноярского края"
Принятие Федерального закона "О создании и упразднении некоторых районных (городских) судов Красноярского края" не потребует дополнительных затрат за счет средств федерального бюджета. Затраты, связанные с осуществлением организационных мероприятий, предполагается произвести за счет средств, выделяемых Судебному департаменту при Верховном Суде Российской Федерации из федерального бюджета на текущее материально-техническое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции без изменения лимитов бюджетных ассигнований в рамках текущего финансирования. Предполагается, что в связи с созданием судов, а также передачей полномочий по рассмотрению судебных дел из упраздняемых судов Красноярского края в соответствующие вновь созданные и действующие суды Красноярского края на изготовление печатей судей, штампов, вывесок, а также удостоверений работников аппаратов судов согласно расчету Управления Судебного департамента в Красноярском крае потребуется не более 180,0 тыс. руб., в том числе:
изготовление 75 гербовых печатей судей (с оснасткой) - 115 725 руб.;
изготовление 14 штампов судов - 12 726 руб.;
изготовление 14 вывесок судов - 37 940 руб.;
изготовление 239 бланков удостоверений - 5 975 руб.;
изготовление 239 голограмм - 1 912 руб.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.