Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 523366-5 "О внесении изменения в часть 1 статьи 11 Федерального закона "О транспортной безопасности"
Досье на проект федерального закона
Федеральный закон "О транспортной безопасности" разрабатывался в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации от 21 марта 2003 г. N Пр-482 и от 3 сентября 2004 г. N К 1875 и Правительства Российской Федерации от 26 марта 2003 г. N МК-П4-03365, предусматривающими создание правовых и организационных основ безопасности на транспорте в целях обеспечения защиты от актов незаконного вмешательства.
Необходимость закона была обусловлена рядом факторов. Основным из них является фактор террористической угрозы, опасность которого для объектов транспортного комплекса резко возросла. Так, в 2004 году совершен целый ряд террористических актов на различных объектах транспорта и транспортных средствах, в том числе в гражданской авиации, на железнодорожном транспорте, метрополитене, еще несколько десятков попыток таких актов предотвращено. В целом эти события показали недостаточность существующей системы мер обеспечения транспортной безопасности.
Другим важным фактором социально-экономического характера является необходимость реализации международных требований в области обеспечения транспортной безопасности, как обязательного условия безопасного и конкурентоспособного присутствия российских перевозчиков на мировом рынке перевозок пассажиров и грузов.
Федеральный закон N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" был принят 9 февраля 2007 г.
В соответствии с положением части 1 статьи 11 Федерального закона "О транспортной безопасности" Минкомсвязи России создается Единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности (далее - ЕГИС ОТБ), одной из компонент которой являются автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах. Разработанные в 2007 году концепция построения и общесистемное техническое задание на проектирование ЕГИС ОТБ не утверждены и требуют уточнения. Кроме того, уровень, на который вышел характер работ по созданию системы, уже не соответствует полномочиям и компетенции Минкомсвязи России, так как на текущем этапе предстоит решать вопросы организации взаимодействия Росжелдора, Росавтодора, Росавиации, Росморречфлота и Ространснадзора с заинтересованными в получении информации о персональных данных пассажиров федеральными органами исполнительной власти, в том числе с ФСБ России. Сложилась ситуация, требующая передачи функций головного заказчика федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения транспортной безопасности.
Руководствуясь решением, принятым на совещании у Министра транспорта Российской Федерации о мерах по обеспечению безопасности на высокоскоростных магистралях и о проделанной работе по правовому обеспечению транспортной безопасности (пункт N 3 протокола от 29 ноября 2009 г. N 105) проведено межведомственное рабочее совещание с участием представителей Минкомсвязи России (протокол от 22 декабря 2009 г. N 13). Участниками совещания была подтверждена целесообразность передачи функций государственного заказчика по разработке ЕГИС ОТБ от Минкомсвязи России Минтрансу России. Затем было подготовлено совместное обращение в Правительство Российской Федерации с описанием сложившейся ситуации по созданию ЕГИС ОТБ и предложением передачи функций государственного заказчика по разработке ЕГИС ОТБ Минтрансу России.
Решение о внесении изменений в действующее законодательство о транспортной безопасности по вопросу передачи функций создания ЕГИС ОТБ Министерству транспорта Российской Федерации зафиксировано пунктом 5 протокола совещания у Председателя Правительства Российской Федерации от 30 марта 2010 г. N ВП-П9-20пр.
В рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 31 марта 2010 г. N 403 "О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте" разработана комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2010 г. N 1285-р, согласно которому Минтранс России должен создать ЕГИС ОТБ, что противоречит части 1 статьи 11 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности". Внесение изменений в часть 1 статьи 11 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" позволит устранить данное несоответствие.
Предложенная редакция части 1 статьи 11 Федерального закона "О транспортной безопасности" позволит гармонизировать действующее законодательство, обеспечит решение возникших организационных проблем создания ЕГИС ОТБ и сократит сроки создания ЕГИС ОТБ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.