Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 522325-5 "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" (далее - законопроект) разработан в целях оптимизации законодательного регулирования вопросов обеспечения безопасности в топливно-энергетическом комплексе Российской Федерации.
Современное состояние мировой экономики предъявляет особые требования ко всем отраслям российской промышленности, и прежде всего к одной из самых важных - топливно-энергетическому комплексу.
Топливно-энергетический комплекс страны определяет ее экономический потенциал и экономическую стабильность и в силу специфики общественных отношений, а также значимости для социально-экономического развития страны нуждается в особой правовой регламентации вопросов обеспечения безопасности.
Законопроект устанавливает организационные и правовые основы в сфере обеспечения безопасности объектов топливно-энергетического комплекса в Российской Федерации (за исключением объектов атомной энергетики), определяет полномочия органов государственной власти, а также права, обязанности и ответственность юридических и физических лиц, владеющих на праве собственности или ином законном праве объектами топливно-энергетического комплекса.
Целью законопроекта является создание основ устойчивого и безопасного функционирования объектов топливно-энергетического комплекса (далее - объекты), защита интересов личности, общества и государства в сфере топливно-энергетического комплекса от актов незаконного вмешательства.
В настоящее время общественные отношения в указанной сфере регулируются как общими для всех отраслей экономики нормативными правовыми актами (Гражданский кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации и другие), так и специальными нормативными правовыми актами (федеральные законы от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" и другие), в том числе подзаконными.
Необходимо отметить, что действие указанных нормативных правовых актов не носит системного характера и они не в полной мере учитывают специфику обеспечения безопасного функционирования объектов.
Исходя из того, что в настоящее время законодательством Российской Федерации не определен единый понятийный аппарат в указанной сфере, что создает проблемы в правоприменительной практике, а также принимая во внимание общегосударственное значение обеспечения безопасного функционирования объектов, в законопроекте закреплены такие базовые понятия, как "акт незаконного вмешательства", "объект топливно-энергетического комплекса", "безопасность объектов топливно-энергетического комплекса", "категорирование объектов топливно-энергетического комплекса", "линейный объект топливно-энергетического комплекса", "паспорт безопасности объекта топливно-энергетического комплекса", "система физической защиты объекта топливно-энергетического комплекса", и некоторые другие.
В законопроекте определены принципы обеспечения безопасности объектов, а также основы обеспечения безопасности объектов субъектами топливно-энергетического комплекса.
Законопроектом регламентировано, что для установления дифференцированных требований к обеспечению безопасности объектов с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий проводится категорирование объектов.
Законопроектом регулируются порядок разработки паспорта безопасности объекта и вопросы обеспечения физической защиты объектов, права и обязанности субъектов топливно-энергетического комплекса в области обеспечения безопасности объектов.
Отдельная статья законопроекта посвящена особенностям обеспечения безопасности объектов системы газоснабжения, линейных объектов топливно-энергетического комплекса.
В целом в законопроекте предусмотрен комплексный подход к обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса"
1. Принятие федерального закона "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" потребует внесения изменений в следующие акты федерального законодательства:
1) Уголовный кодекс Российской Федерации;
2) Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации;
3) Земельный кодекс Российской Федерации;
4) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;
5) Градостроительный кодекс Российской Федерации;
6) Водный кодекс Российской Федерации;
7) Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
2. Реализация указанного федерального закона потребует внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 г. N 400 "О Министерстве энергетики Российской Федерации", а также издания следующих нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации:
1) об утверждении исходных данных для проведения категорирования объектов топливно-энергетического комплекса и порядка определения категории объекта топливно-энергетического комплекса;
2) об утверждении порядка категорирования объектов топливно-энергетического комплекса антитеррористическими комиссиями, действующими в субъектах Российской Федерации, в соответствии с перечнем объектов топливно-энергетического комплекса;
3) об утверждении перечня уровней защищенности и порядка их объявления при изменении степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства в деятельность объекта топливно-энергетического комплекса;
4) об утверждении требований по обеспечению безопасности объектов топливно-энергетического комплекса, учитывающих уровни террористической опасности для различных категорий объектов топливно-энергетического комплекса;
5) об утверждении порядка и срока актуализации паспорта безопасности объекта топливно-энергетического комплекса;
6) об установлении требований по обеспечению безопасности линейных объектов топливно-энергетического комплекса с учетом их особенностей.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса"
Принятие федерального закона "О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.