Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 521981-5 "О ратификации Европейской конвенции об охране археологического наследия (пересмотренной)"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О ратификации Европейской конвенции об охране археологического наследия (пересмотренной)" (далее - законопроект) разработан во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2009 г. N ВЗ-П44-6735 о подготовке предложения по ратификации указанной Конвенции.
Законопроектом предусматривается ратифицировать от имени Российской Федерации Европейскую конвенцию об охране археологического наследия (пересмотренную), подписанную в городе Валетте 16 января 1992 года (далее - Конвенция).
От имени Российской Федерации Конвенция была подписана во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 14 января 1992 г. N 69-р. В настоящее время Конвенцию подписали 44 государства, ее участниками являются 37 государств, не ратифицировали 7, в том числе и Россия. Целью Конвенции является обеспечение охраны археологического наследия как источника европейской коллективной памяти и инструмента исторических и научных исследований.
Для большинства государств - членов Совета Европы Конвенция является признанным базовым документом, устанавливающим общие подходы к предотвращению незаконных раскопок и незаконного оборота элементов археологического наследия, а ее нормы обязывают государств ее участников создавать правовую систему охраны археологического наследия и осуществлять меры по его физической защите.
Государства-участники Конвенции должны содействовать национальному и международному обмену элементами археологического наследия в профессиональных научных целях, поощрять обмен информацией о ведущихся археологических исследованиях и раскопках, осуществлять международные исследовательские программы, что позитивно скажется на развитии российской археологии.
Конвенция предусматривает механизм предотвращения незаконного оборота элементов археологического наследия и обмен информацией о незаконных раскопках, а также позволяет создать эффективный механизм по защите интересов Российской Федерации в отношении затонувших судов и ценных грузов.
В Конвенции установлены правила иные, чем те, которые имеются в законодательстве Российской Федерации, а именно содержание понятий "археологическое наследие", используемое в Конвенции и законодательстве Российской Федерации об охране культурного наследия, не совпадает.
Принятие данного законопроекта позволит ратифицировать Европейскую конвенцию об охране археологического наследия (пересмотренную), подписанную в городе Валетте 16 января 1992 года.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О ратификации Европейской конвенции об охране археологического наследия (пересмотренной)"
Принятие Федерального закона "О ратификации Европейской конвенции об охране археологического наследия (пересмотренной)" потребует внесения изменений и дополнений в Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
В Европейской конвенции об охране археологического наследия (пересмотренной), подписанной в городе Валетте 16 января 1992 года (далее - Конвенция), установлены правила иные, чем те, которые имеются в законодательстве Российской Федерации, а именно содержание понятий "археологическое наследие", используемых в Конвенции и в законодательстве Российской Федерации, не совпадает.
Согласно статье 1 Конвенции археологическое наследие включает сооружения, строения, группы зданий, освоенные участки, движимые объекты, памятники другого рода, а также окружающую их обстановку, находящиеся на суше или под водой.
Статья 3 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" к объектам археологического наследия относит частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Четко локализуемые на исторически сложившихся территориях группы изолированных или объединенных памятников, а также культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок относятся не к объектам археологического наследия, а к ансамблям и достопримечательным местам, следствием чего является различный правовой режим охраны в отношении отдельных элементов археологического наследия.
Указанные вопросы учтены в проекте федерального закона N 163864-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятого в первом чтении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 17 марта 2010 г. Законопроект подготовлен к рассмотрению во втором чтении, однако дата его рассмотрения к настоящему времени не определена.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О ратификации Европейской конвенции об охране археологического наследия (пересмотренной)"
Принятие Федерального закона "О ратификации Европейской конвенции об охране археологического наследия (пересмотренной)" не потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.